правильный контроль дыхательных движений, необходимых для речи.
Вопрос, до какой степени естественный отбор повлиял на развитие языка, до сих пор открыт.
Робин Данбар выдвинул любопытную теорию, которая объединяет, казалось бы, несовместимые
факторы и связана с величиной группы социума, уходом ее представителей друг за другом и размером
коры головного мозга.
Данбар (Dunbar, 1996) установил, что существует прямая зависимость между величиной
социальной группы, состоящей из представителей определенного вида, и размерами коры головного
мозга у отдельных представителей этого вида. В первую очередь это относится к группам приматов.
Почти весь передний мозг состоит из коры. В процессе эволюции человека кора увеличивалась в
размерах, и сейчас занимает 80% общего объема мозга. Общая площадь коры до 2500 квадратных
сантиметров, но в толщину она имеет только от 1,5 до 3,0 миллиметров. Поверхность коры покрыта
складками, поскольку огромный объем мозговых тканей разместился в небольшом пространстве,
ограниченном родовыми путями.
Данбар (Dunbar, 1996) утверждал, что размеры коры увеличиваются по мере увеличения группы
социума, поскольку основная функция коры обрабатывать социальную информацию. Каждое
животное представитель соответствующей социальной группы должно следить за друзьями и за
врагами, а также за друзьями друзей, врагами друзей и т. д. По мере увеличения группы социума эти
вычисления становятся все более и более сложными. Неуклонно возрастает спрос на макиавеллианский
интеллект, а также на все более сложные теории, объясняющие действие различных типов мышления.
Теория мышления исследует способность отдельного существа отвлеченно мыслить, необходимую для
того, чтобы изменять тип поведения, если предположить, что окружающие мыслят так же. В
сообществах приматов связи и отношения устанавливаются при помощи ухода друг за другом.
Изначально такой уход являлся способом поддержания гигиены. Животное может сидеть и вытаскивать
паразитов и омертвевшие частицы из меха другого животного, которое может отвечать или не отвечать
ему тем же. Однако у тех приматов, которые могут объединяться в сообщества, уход друг за другом стал
выполнять другую функцию. Такой уход является средством, упрочивающим отношения между
животными, которые принимают в нем участие.
Данбар (Dunbar, 1996) установил, что по мере увеличения социальной группы все больше и
больше времени будет уделяться взаимному уходу. На открытых территориях, например в африканской
саванне, большие размеры группы помогают ей защититься от хищников. К сожалению, во взаимный
уход, который является индивидуальным процессом, может быть вовлечено ограниченное количество
особей, что, соответственно, влияет и на величину группы в целом. Язык же помогает обойти эти
ограничения, поскольку с его помощью может одновременно установиться несколько контактов.
Согласно исследованиям, для ведения разговора являются оптимальными группы из двух, трех
или четырех участников (Dunbar, 1996). Это связано с уровнем слуха людей и их способностью по
очереди принимать участие в беседе. Если предположить, что один человек может одновременно вести
разговор с тремя собеседниками, а примат при помощи ухода общаться лишь с одним партнером, то
способность устанавливать контакт благодаря языку усиливается втрое. При уходе приматы издают
звуки, так называемые контактные возгласы. Кроме того, пример с серыми мартышками доказывает, что
эти животные уже вполне способны соотносить определенные звуки с конкретным значением. Все это
вполне могло бы оказаться предпосылкой для того, чтобы издавать звуки, которые можно было бы
использовать для общения вместо ухода.
Согласно некоторым теориям о появлении языка, он возник для того, чтобы способствовать
успеху на охоте например, чтобы дать знать другим членам сообщества, где находится замеченная
добыча, и привести их туда. По крайней мере, Данбар (Dunbar, 1997) предполагает, что язык возник как
способ установить отношения между членами все увеличивающихся сообществ. Одно из
представленных им доказательств касается содержания большей части разговоров между людьми. Как
правило, содержанием большинства случайных разговоров становятся не вопросы техники, а то, что
можно назвать сплетнями. Основное содержание сплетен обсуждение поведения других членов
группы социума. Небольшая группа участников разговора подчеркивает единство своих взглядов и
преувеличивает разницу между собой и другими членами сообщества. При этом сплетник или
сплетница часто подчеркивает свое нравственное превосходство над теми, о ком идет разговор. Это
|