является подтверждением того, что сам механизм разговора существует как способ установления
отношения. Возможно, разговор является источником феномена «общих интересов» и «других
интересов», когда участники группы с общими интересами подчеркивают свою сплоченность и
сходство друг с другом и в то же время демонстрируют отличие от людей с другими интересами.
Калвин и Бикертон (Calvin & Bickerton, 1998) также подчеркивают, что основным смыслом
глубинных структур языка является социальное познание. Они предполагают, что способность
осмыслять сложные структуры общественного долга сформировала основу синтаксиса, а также что
способность использовать символы возникла как следствие способности интерпретировать знаки
природной среды (например, следы определенной формы и размера обозначают конкретный вид
животного).
Корбаллис (Corballis, 1999) считает, что первой формой речевого общения был жест и что именно
из него возникла грамматическая структура. Эту теорию подтверждают данные, полученные при
обследовании тайваньских и американских глухих детей (Goldin-Meadow & Mylander, 1998).
Исследователи заметили, что глухие дети при использовании языка жестов спонтанно привносят в него
структуру соответствующего языка. В тайваньской и американской культурах в структуре знака
присутствовал ряд сходных моментов, которые объединяли семантический и синтаксический аспекты
языка. Жесты детей были структурированы как на уровне слова, так и на уровне предложения.
В большинстве сообществ приматов ядро этих сообществ составляют так называемые женские
линии (поколения, которые прослеживаются с материнской стороны). Большую часть ухода
осуществляют самки, и они же формируют ядро социальной группы. В человеческом обществе женщины
лучше овладевают языковыми навыками; они учатся языку раньше, воспринимают его более полно. С
увеличением рождаемости у приматов и людей увеличивается необходимость общения самок и женщин,
занятых в процессе воспитания детенышей и детей.
Если способность разговаривать возникла для того, чтобы способствовать установлению
отношений, в действие, вероятно, вступили уже другие факторы отбора например, быстро растущий
половой отбор. При таком половом отборе женщины должны были выбирать мужчин в зависимости от
их языковых способностей. Поскольку языковые способности обладают переходным характером, они
позволяют члену сообщества легко получить представление о познавательных способностях другого.
Благодаря этой системе женщины смогут выбирать мужчин, обладающих не только хорошими
языковыми способностями, но и более высоким уровнем интеллекта. В свою очередь, мужчины с
хорошими языковыми способностями могли бы использовать их, чтобы привлечь женщин. С
появлением языка наверняка быстро возник языковой обман, или ложь. Мужчины брали на себя
обязательства и обещали всяческие блага, причем совсем не обязательно выполняли свои обещания. Это
привело к появлению могущественной расы, женщинам которой пришлось без конца совершенствовать
детективные способности, чтобы выявлять обман мужчин, что, вне всякого сомнения, способствовало
еще большему развитию языковых и мыслительных способностей. Способность языка
приспосабливаться к новым условиям так велика, что жесткий естественный отбор, ведущий к
усилению всех языковых способностей, раз начавшись, продолжался дальше и дальше. Возможно,
гипотеза о том, что язык помогал охотиться, в определенной степени была верна: язык стал развиваться,
потому что охотники лучше общались друг с другом. Внутригрупповой конфликт, например вражда, вне
всякого сомнения, являлся источником языкового отбора, поскольку те, кто лучше умел общаться с
другими и договариваться о своих перемещениях, имели преимущество перед теми, кто не мог этого
делать. И конечно, величайшим преимуществом, которое предоставлял язык, была возможность
передавать информацию последующим поколениям. Иными словами, благодаря языку стало возможным
культурное развитие общества.
Вставка. Развитие мозговых связей после Вавилонской башни
В мозге новорожденного ребенка около ста миллиардов нейронов и более пятидесяти
триллионов синаптических связей. Из восьмидесяти тысяч различных генов, из которых складывается
человеческий генотип, приблизительно половина участвует в формировании центральной нервной
системы и позволяет ей нормально функционировать. За несколько первых месяцев жизни ребенка
|