Navigation bar
  Print document Start Previous page
 104 of 259 
Next page End  

Пациенты, чьи проблемы определены как симптомы расстройства, меньше чувствуют, что их обвиняют
в плохом поведении. После этого психотерапевт может продолжать осуществлять систематический
обзор выборов в различных областях жизни, используя прием направляемого открытия, чтобы помочь
пациенту определить преимущества и недостатки определенных выборов. Наиболее вероятно, что
антисоциальные пациенты осознАют свои проблемы, если увидят, какой материальный ущерб они
наносят самим себе в повседневной жизни.
Например, Сэм, молодой человек с АРЛ, был на грани исключения из школы стоматологов. Сэм
полагал, что он должен делать то, что хочет, например критиковать супервизоров или не приступать к
учебе после выходных до среды, даже когда у него был назначен прием пациентов в понедельник и
вторник. Он рассматривал последствия этих действий главным образом как проблемы других людей, а
не свои. Сэм был склонен не обращать внимания на людей, которые пробовали убеждать его, что он
должен стыдиться своего плохого поведения, или вел себя агрессивно по отношению к этим людям. В
качестве альтернативы такому поведению психотерапевт помог Сэму осознать, что исключение из
школы будет нежелательным для него самого и этого следует избежать. Обсуждение во время
психотерапии было сосредоточено на способах изменения его убеждения, что он может делать что-то,
если чувствует,
что хочет это делать. Сэм работал над преодолением поведения, которое оправдывал
своими чувствами. Он делал это, чтобы достичь своей цели — окончания школы стоматологов.
Принятие конструктивных решений
Для рассмотрения различных проблемных областей и оценки соотношения между выгодой и
риском при различных выборах психотерапевты могут использовать структурированный формат. Для
этой цели было разработано упражнение «Обзор выборов» (см. табл. 8.3). Части упражнения могут быть
приспособлены для домашней работы или могут быть изменены, чтобы соответствовать потребностям
определенных пациентов. Формат упражнения предназначен для неоднократного использования в
различных сферах деятельности, чтобы помочь пациенту с АРЛ в развитии способности учитывать все
свои возможности. Первый шаг заключается в определении некой ситуации, связанной с текущими
проблемами или противоречиями, после чего нужно перечислить факты, связанные с этой ситуацией. В
качестве примеров можно назвать определенные отношения, статус на работе или состояние здоровья.
Далее пациент оценивает свою удовлетворенность этими фактами по шкале со значениями от 0 до 100.
Таблица 8.3. Упражнение «Обзор выборов»
Проблема
Выбор
Преимущества
Недостатки
Послать босса подальше и
уволиться. Е = 20.
Легкий вариант.
Отомщу ему.
Придется снова искать работу.
Не хочу уходить из этой
компании.
Требовать возвращения на
старую должность. Е = ?
Покажу, что я не
простофиля.
Возможно,
сработает.
Рискую быть уволенным.
Непочтительно по отношению к
решению босса.
Найти способ отомстить
боссу, опорочив его. Е = 25.
Буду не так
переживать из-за
того, что он мне
сделал.
Босс может узнать, что я порочу
его. Его плохое настроение не
поможет мне.
Работать как можно меньше,
пока они не поверят в меня. Е
= 50.
Небольшой риск.
Смогу успокоиться
на некоторое
время.
Скучно. Вероятно, не получится
быстро вернуться на старую
должность.
Работа.
Понижен в
должности;
назначен
испытательный
срок. S=10.
Хочу
удержаться на
работе.
Настроиться позитивно и
снова подниматься по
служебной лестнице. Е = 60.
Покажу, что я
думаю об
интересах
компании. Это
позволит мне не
скучать.
Компания плохо обошлась со
мной, но снова получит от меня
выгоду.
Примечание:
«S = » оценки указывают удовлетворение пациента фактами ситуации по шкале со
значениями от 0 до 100; «Е = » оценки указывают оценку пациентом эффективности каждого выбора по
Hosted by uCoz