как они стали такими, какие они есть, как они создают себе проблемы или как им измениться. Эти
пациенты часто направляются на лечение членами их семей или друзьями, которые распознают
дисфункциональные паттерны или больше не могут справиться с этими людьми. Некоторые пациенты
направляются на лечение по решению суда. Людям из последней группы часто предоставлен выбор,
например идти в тюрьму или к психотерапевту (Henn, Herjanic & VanderPearl, 1976; Moore, Zusman &
Root, 1984).
Другие пациенты хорошо осознают пагубный характер своих личностных проблем (например,
чрезмерная зависимость, различные комплексы, чрезмерное избегание), но не понимают, как они дошли
до этого состояния или как им измениться. Некоторые пациенты могут понимать этиологию своих
личностных расстройств, но при этом не уметь меняться.
В то время как диагноз при некоторых расстройствах личности может быть основан на рассказах
больных в ходе начальных сессий, у других пациентов диагностические показатели могут не появляться
до начала лечения. Клиницист первоначально может не осознавать характерологической природы,
хронического характера и серьезности проблем личности пациента (Koenigsberg, Kaplan, Gilmore &
Cooper, 1985; Fabrega, Mezzich, Mezzich & Coffman, 1986; Karno, Hough, Burnam, Escobar, Timbers,
Santana & Boyd, 1986). Часто именно у этих пациентов отмечаются самые серьезные проблемы в
социальной сфере (Casey, Tryer & Platt, 1985). Некоторые пациенты обращаются к психотерапевту
только для симптоматического лечения острых проблем. В случаях, когда может быть показано
сосредоточенное на схеме лечение расстройств личности (см. главы 3, 4 и 5), пациент и психотерапевт
не договариваются автоматически о перечне проблем или целей лечения. При обнаружении проблем
Оси II пациент может не захотеть работать над расстройствами личности, а скорее займется
симптомами, с которыми он обратился. Важно помнить, что при лечении в центре внимания находятся
цели пациента, а не других людей (включая психотерапевта). Поскольку схемы пациента это агент и
одновременно цель психотерапевтического изменения, психотерапевт может работать с пациентом,
чтобы развить доверие к себе в целях дальнейшей работы как над симптомами, так и над схемой.
Ранний диагноз и планирование лечения, вероятно, более эффективны (Morrison & Shapiro, 1987).
Некоторые пациенты Оси II не сообщают о личностных проблемах из-за недостатка их
понимания или осознания либо из-за их осознания, но непринятия. Другие пациенты с нарушениями
личности отрицают такие проблемы, что является отражением самих расстройств. Эффективность
когнитивной психотерапии в любой данный момент зависит от степени, в которой ожидания пациентов
относительно целей психотерапии конгруэнтны таковым у их психотерапевта (Martin, Martin & Slemon,
1987). В ситуации лечения важны взаимное доверие и признание психотерапевтом желаний пациентов
(Like & Zyzanski, 1987). Силовая борьба вокруг противоречий, касающихся целей лечения, обычно
препятствует успеху (Foon, 1985). Совместная постановка цели одна из наиболее важных
особенностей когнитивной психотерапии (Beck et al., 1979; Freeman et al., 1990).
В некоторых случаях пациент может не хотеть меняться, потому что то, что психотерапевт
может определять как расстройство Оси II, выполняло для пациента полезную функцию во многих
жизненных ситуациях. Эти виды поведения, возможно, были функциональны в ситуации работы, но
стоили человеку больших личностных издержек. Например, Мэри, 23-летний программист, пришла на
психотерапию из-за «угнетенности работой, неспособности наслаждаться жизнью, перфекционистского
подхода фактически ко всем задачам и общей изоляции от людей». Она была очень старательной на
своей работе, но получала от нее мало удовлетворения. Она постоянно не успевала закончить работу
вовремя. «Он не понимает, что я работаю очень медленно и тщательно. Он лишь хочет, чтобы я
работала быстро, но у меня свои стандарты, которых я считаю нужным придерживаться». Ей
приходилось брать работу домой на выходные и задерживаться в офисе до 7 или 8 вечера в рабочие дни,
чтобы сделать работу по своим «стандартам». В школе и дома компульсивные черты ее личности
вознаграждались. Преподаватели всегда отмечали ее аккуратность в работе, и по окончании школы она
получила много наград. Теперь работа занимала все ее время, и она больше не получала
вознаграждений за свой перфекционизм. У нее было мало времени для друзей, досуга или развлечений
(Freeman & Leaf, 1989, p. 405-406).
Пациенты с зависимой личностью иногда идеально подходят для военной службы ввиду своей
исполнительности. Человек в возрасте 66 лет с диагнозом обсессивно-компульсивного и избегающего
расстройств личности, заявил: «Лучшее время в моей жизни это служба в армии. Я не заботился о
том, что мне надеть, что делать, куда идти или что есть».
Эвристические признаки, которые могут указывать на возможность наличия проблем Оси II,
включают следующие сценарии.
|