расстройств» (3-е изд., перераб.), (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders (3rd ed., rev.).
American Psychiatric Association, 1987, Washington, DC: Author, p. 352-353). ©1987, Американская
психиатрическая ассоциация. Воспроизведено с разрешения.
Например, и избегающее и шизоидное расстройства личности характеризуются недостатком
близких отношений. Однако избегающие пациенты стремятся к установлению дружеских отношений и
обеспокоены критикой два признака, не свойственные шизоидным пациентам, которые
удовлетворены своей малой социальной активностью и безразличны к критике.
ИРЛ имеет некоторые общие когнитивные и поведенческие особенности с социальной фобией и
агорафобией. Но в то время как люди с социальным фобиями боятся унижения и низко оценивают свои
социальные навыки, они избегают не близких отношений, а лишь некоторых социальных обстоятельств
(таких как речь перед большой аудиторией или многолюдные вечеринки). У пациентов с агорафобией
могут проявляться формы поведения, подобные отмечающимся у пациентов с ИРЛ. Однако избегание
агорафобических пациентов связано с боязнью находиться в месте, где недоступна неотложная
медицинская помощь, а не с боязнью близости.
При диагностике ИРЛ также следует учитывать, что такие пациенты часто ищут лечения
сопутствующих расстройств Оси I. Это могут быть тревожные расстройства (например, фобия,
паническое расстройство, генерализованное тревожное расстройство), эмоциональные расстройства
(такие как большая депрессия или дистимия), злоупотребление психоактивными веществами и
расстройство сна.
Важно, чтобы правильный диагноз ИРЛ был поставлен в начале психотерапии. Как будет
указано ниже, расстройства Оси I можно успешно лечить стандартными когнитивными методами, если
психотерапевт применяет стратегии, направленные на преодоление типичного избегания, которое в
противном случае может блокировать продвижение к успеху лечения.
Соматоформные и диссоциативные расстройства также могут сопутствовать ИРЛ, хотя не так
часто. Соматоформные расстройства могут развиться в связи с тем, что физические проблемы
оказываются хорошим поводом для социального избегания. Диссоциативные расстройства имеют место
тогда, когда когнитивные и эмоциональные паттерны избегания принимают настолько крайние формы,
что пациенты испытывают проблемы с идентичностью, памятью или сознанием.
Теоретическое осмысление
Пациенты с ИРЛ хотят иметь близкие отношения, но обычно имеют мало социальных контактов.
Они боятся проявлять инициативу при установлении отношений с людьми или отвечать на попытки
других людей установить с ними отношения, потому что уверены, что их отвергнут. Они
рассматривают такое отвержение как невыносимое. Их социальное избегание обычно очевидно. Однако
менее очевидно их когнитивное и эмоциональное избегание, при котором они избегают думать о том,
что заставляет их чувствовать дисфорию. Их низкая устойчивость к дисфории также приводит к тому,
что на поведенческом уровне они пытаются отвлечься от своих негативных когнитивных структур. В
этом разделе объясняются социальная, поведенческая, когнитивная и эмоциональная формы избегания с
когнитивной точки зрения.
Социальное избегание
Схемы
Для избегающих пациентов характерны несколько долговременных дисфункциональных
убеждений, или схем, которые препятствуют социальному функционированию. Эти убеждения могут
быть не вполне ясно сформулированы, но отражают понимание пациентами себя и других. Детьми они,
вероятно, имели значимого человека (родитель, сиблинг, сверстник), который резко критиковал и
отвергал их. На почве взаимодействия с этим человеком у них сформировались определенные схемы,
например: «Я неадекватен», «Я дефектен», «Я непривлекателен», «Я отличаюсь от других», «Я
неприспособленный». У них также формируются схемы относительно других людей: «Людям на меня
наплевать», «Люди отвергнут меня». Однако не все дети, столкнувшиеся с критическим, отвергающим
значимым другим, станут избегающими личностями. Избегающие пациенты должны делать некоторые
допущения, чтобы объяснить негативные взаимодействия: «Должно быть, я плохой человек, раз моя
|