Navigation bar
  Print document Start Previous page
 176 of 259 
Next page End  

пойду.
Психотерапевт: Если вы не пойдете, поможет ли это достичь вашей цели — закончить
диссертацию?
Пациент: Нет.
Психотерапевт: Что вы можете сказать или сделать, чтобы повысить вероятность того, что вы
пойдете?
Пациент: Я могу прочитать карточку, которую мы с вами сегодня составили, и вспомнить, что
каждая ситуация избегания усиливает мои дисфункциональные привычки, а каждый раз, когда я следую
своим планам, я усиливаю свои новые, лучшие привычки.
Психотерапевт: Хорошо. Представьте, что вы начинаете собирать книги и затем берете карточку.
Что происходит потом?
Пациент продолжает описывать процесс начала и завершения работы, а также конкретные
автоматические мысли, мешающие ему. Вместе с психотерапевтом они придумывают разумные ответы
на каждую мысль.
Если необходимо, психотерапевт может применить подход «аргумент — контраргумент»:
сначала пациент, следуя своему внутреннему голосу, высказывает свои опасения, мешающие
выполнить домашнее задание, а психотерапевт выдвигает аргументы в пользу его выполнения. Затем
пациент и психотерапевт меняются ролями, чтобы пациент приобрел опыт активного сопротивления
избеганию. Наконец пациент берет карточки и на одной стороне карточек пишет свои автоматические
мысли в ситуации избегания, а на другой — контраргументы. Теперь, сталкиваясь с избеганием при
выполнении домашнего задания, пациенты могут помогать себе справиться с ним, читая эти карточки.
Переживания на сессиях и между ними, подобные описанным выше, помогут пациентам при
выявлении дисфорических мыслей и повышении устойчивости к негативным чувствам. По мере того
как повышается такая устойчивость, они могут начинать изменять свое отношение к членам семьи
(например, могут стать более уверенными в себе). У них также могут усиливаться печаль, страх или
гнев, когда они осознают воспоминания и реакции, которых избегали много лет. В этот момент полезно
ознакомить их с когнитивными и поведенческими подходами к преодолению этих настроений.
Психотерапевт может указать, что даже если пациент осознал важность негативных чувств и
принимает их, не обязательно и не желательно все время испытывать интенсивные чувства. Пациентам
можно дать задание вести дневники чувств и мыслей и затем использовать когнитивное
реструктурирование для коррекции искажений. Если они еще не освоили методы когнитивного
реструктурирования для оценки и коррекции искаженных убеждений, они могут, записав мысли и
чувства, отвлечься, и затем принести дневник на психотерапию для помощи в проверке их мыслей.
Нередко полезно проводить семейную психотерапию с участием супруга (супруги) или
родителей пациента. Психотерапевтические сессии могут дать пациентам «безопасную» возможность
проверить обоснованность соответствующих убеждений и мыслей. Например, одна пациентка боялась,
что ее муж в течение некоторого времени сердился на нее, потому что она не участвовала в
благоустройстве территории вокруг дома. На одной из сессий психотерапевт предложил ей поднять этот
вопрос. Она сделала это, в результате чего узнала, что ее допущение было неправильным. В ходе сессии
ее муж рассказал о других ситуациях, которые его беспокоили; в дальнейшем совместными усилиями
они разрешили свои трудности.
Семейная психотерапия особенно важна, когда паттерны избегания поддерживаются
социальным окружением пациента. Например, муж другой пациентки имел негативные допущения
относительно выражения эмоции («Выражение чувств приводит к конфликтам и наносит непоправимый
вред»). Психотерапия с семьей может помочь в работе с дисфункциональными допущениями членов
семьи и обеспечивать возможность для обучения конструктивным навыкам общения и решения
проблем (например: Beck, 1988).
Выработка навыков
Иногда у пациентов с ИРЛ не хватает навыков из-за их бедного социального опыта. В таких
случаях в психотерапию следует включать упражнения по обучению навыкам, чтобы пациенты имели
разумные шансы на успех в социальных взаимодействиях, направленных на проверку
дисфункциональных убеждений. Для некоторых пациентов обучение социальным навыкам начинается с
невербальных сигналов (например, зрительный контакт, поза и улыбка). В этом можно поупражняться
на психотерапевтических сессиях, дома и затем в социальных ситуациях с низким риском. Некоторые
пациенты со скудным социальным опытом могут нуждаться в определенной информации, чтобы более
Hosted by uCoz