точно оценивать свои переживания (например, «Если в выходные вы до последней минуты ждете,
чтобы спланировать свое время, почти все люди уже будут заняты»). Более глубокое освоение
социальных навыков может включать обучение методам ведения беседы, уверенности в себе,
сексуальности и управлению конфликтами. Негативные убеждения пациентов относительно себя могут
создавать препятствия для применения приобретенных навыков. Им может потребоваться поддержка,
чтобы действовать так, «как будто» они обладают некоторым качеством. Например, у одной пациентки
была мысль «Я не смогу поддержать беседу на вечеринке. Я недостаточно уверена в себе». Пациентку
попросили действовать, как будто она была уверена в себе; и действительно, она обнаружила, что
вполне может участвовать в беседе. В ходе поведенческого обучения навыкам важно выявлять
автоматические мысли, особенно те, в которых пациенты преуменьшают свои успехи или значение
обучения: «Эти упражнения учат меня дурачить людей, чтобы они не видели мою неадекватность»,
«Только настоящий неудачник может в таком возрасте учиться вести беседу». Затем психотерапевт и
пациент работают вместе, чтобы проверить обоснованность и полезность этих убеждений.
Выявление и проверка дезадаптивных схем
Основная часть психотерапии состоит в том, чтобы помочь пациентам в выявлении и проверке
когнитивной основы паттернов избегания. Чтобы это сделать, психотерапевт и пациент сначала
приходят к пониманию корней негативных схем, связанных с возрастным развитием человека. Затем
эти схемы проверяются через прогнозирующие эксперименты, направленное наблюдение и повторное
переживание с помощью ролевой игры, основанной на связанных со схемой случаях из раннего детства.
Наконец пациентам рекомендуют начать отмечать и вспоминать противоречащие схеме факты о себе и
своем социальном опыте. Следующий пример иллюстрирует этот процесс.
В возрасте 24 лет Питер не имел никакого опыта встреч с женщинами и никаких друзей, кроме
своего брата. Почти год занимаясь психотерапией, в ходе которой Питер учился выполнять когнитивное
реструктурирование, получал основные социальные навыки и даже смог установить постоянные
отношения с женщиной, с которой познакомился на работе, но все еще держался за негативную схему
«Я непривлекателен».
Психотерапевт и Питер договорились сосредоточиться на проверке обоснованности этого
убеждения, так как это, по-видимому, было основной темой его негативных автоматических мыслей.
Сначала психотерапевт помог Питеру понять и рассмотреть происхождение этой схемы в его
возрастном развитии. Он полагал, что непривлекателен, сколько себя помнил, и его склонный к
злоупотреблениям отец подкреплял этот вывод, часто крича на него: «Ты дрянной сын. Лучше бы ты
вообще не рождался! В тебе нет ничего хорошего!»
Одним из эффективных методов, который может использоваться, когда пациент вспоминает
такие яркие сцены из детства, является диадическая психодрама. Сначала Питер играл роль себя, а
психотерапевт роль отца. Питер должен был заново испытать свои детские чувства в возрасте 4 лет, а
затем рассказать об этом. Потом Питер играл роль отца, а психотерапевт роль 4-летнего Питера. И
снова Питер сообщал о своих эмоциональных и когнитивных переживаниях.
В этом случае Питер был способен проявить эмпатию к отцу и осознать депрессию и
фрустрацию отца, который был безработным, содержащим трех маленьких детей. Сначала Питер понял,
что его отец чувствовал гнев скорее по отношению к самому себе, чем к нему. Со слезами на глазах
Питер сообщил: «Моего папу бил его отец, и он не умел любить».
Как только Питер стал больше понимать ситуацию в целом, он смог предположить, что,
возможно, не настолько непривлекателен, как считал его отец. На третьем занятии психодрамой Питер
смог «опробовать» эту новую точку зрения. Психотерапевт и Питер сначала обсудили, как менее
депрессивный и сердитый взрослый мог бы успокоить маленького Питера и помочь ему противостоять
нападкам отца. Психотерапевт попросил, чтобы Питер думал о соседском 5-летнем ребенке, чтобы
вспомнить поведение маленьких детей и их уровень ответственности за семейные проблемы. Затем
Питера попросили снова сыграть 4-летнего себя, но на этот раз он должен был активно защищаться.
Отец: (Эту роль играет психотерапевт.) Ты дрянной сын. Лучше бы ты вообще не рождался! В
тебе нет ничего хорошего!
Питер: Папа, почему ты так сердишься?
Отец: Я сержусь, потому что ты плохой сын!
Питер: Что я сделал плохого?
Отец: Ты весь день шумишь. И ты еще один рот, который надо кормить.
Питер: (Молчит, затем, после подсказки психотерапевта.) Ты беспокоишься о деньгах?
|