трудностями, защитит и позаботится о них. Зависимые люди решают, что стоит отказаться от
ответственности и подчинить свои потребности и желания другому человеку в обмен на заботу. Такая
адаптация, конечно, несет в себе неблагоприятные последствия. С одной стороны, полагаясь на других в
решении проблем и принятии решений, человек имеет мало возможностей овладеть навыками,
необходимыми для независимости. Некоторые люди никогда не обучаются навыкам самостоятельной
жизни (таким как уверенность в себе, решение проблем и принятие решений), в то время как другие не
осознают навыков, которыми обладают, и поэтому не используют их, таким образом закрепляя свою
зависимость. Кроме того, мысль о том, чтобы стать более компетентным, может пугать зависимых
людей, потому что они боятся, что, если они станут менее нуждающимися, их бросят и им придется
жить самостоятельно, хотя они совершенно к этому не готовы.
Такие изменения имеют несколько дополнительных неудобств для зависимого человека. Он
всегда должен быть очень внимателен к тому, чтобы доставлять удовольствие другому человеку и
избегать конфликта ввиду опасения поставить под угрозу значимые отношения и остаться одному. Так
не может быть и речи об уверенности в себе и выражении собственного мнения. К тому же зависимый
человек может казаться настолько безнадежным, бедствующим и прилипчивым, что ему трудно найти
такого партнера, который захочет или сможет удовлетворять его потребности сколь угодно долго. Если
такие отношения заканчиваются, человек чувствует себя полностью опустошенным и не видит никакой
альтернативы тому, чтобы искать новый объект для зависимости.
Карен сообщила, что у нее всегда были прекрасные отношения с отцом («Я была его маленьким
ангелочком»). Она сказала, что он только один раз рассердился на нее из-за какого-то пустяка, а в
остальном все было хорошо. Свою мать она описывала как более властную и сообщала, что они часто
конфликтовали, но в то же время обсуждали любые вопросы. Карен также сообщила, что в школе
поняла, какая она тупая и «недостаточно хорошая». Карен утверждала, что в католической школе
учителя часто высмеивали ее, и ей нравилось болеть и не ходить в школу, а иногда она прогуливала.
Карен рано вышла замуж и сменила зависимость от отца на зависимость от мужа, не успев
пожить самостоятельно. Ей было очень трудно расставаться со своим первым мужем, даже при том что
он был жесток с ней и изменял ей и она восприняла расставание как катастрофу. Вскоре после развода
она нашла нового мужчину и почувствовала большое облегчение, обретя партнера, который снова будет
заботиться о ней.
Основными убеждениями человека с ЗРЛ являются следующие: «Я не могу выжить без кого-то,
кто будет заботиться обо мне», «Я слишком неадекватен, чтобы жить самостоятельно», «Если мой
супруг (родитель и т. д.) бросит меня, я развалюсь на части», «Если бы я был более независимым, я
находился бы в изоляции и одиночестве» и «Независимость означает, что ты должен все делать сам».
Главное когнитивное искажение при ЗРЛ дихотомическое мышление относительно независимости.
Зависимые личности полагают, что человек может быть либо полностью беспомощен и зависим, либо
полностью независим и одинок, без каких-либо градаций между этими двумя состояниями. Они также
обнаруживают дихотомическое мышление относительно своих способностей: либо они делают все
«правильно», либо полностью «неправильно». Конечно, так как они считают себя неспособными
действовать адекватно, они обычно делают вывод, что совершенно неправильны, неумелы и являются
полными неудачниками. Они также склонны обнаруживать когнитивное искажение «катастрофических
оценок», особенно когда дело доходит до разрыва отношений. Они заходят намного дальше
нормального уровня беспокойства, когда прекращение отношений вызывает грусть; они полагают, что
разрыв отношений страшное несчастье, грозящее гибелью.
Основные убеждения и когнитивные искажения при ЗРЛ ведут к таким автоматическим мыслям,
как «Я не могу», «Я никогда не научусь это делать» и «Я слишком глуп и слаб». Когда их просят что-
нибудь сделать, у них возникают такие мысли, как «О, мой супруг мог бы сделать это намного лучше» и
«Я уверен, они понимают, что я этого не смогу». Например, когда Карен попросили отнимать по 7 из
100 в ходе начальной оценки, она прокомментировала это примерно так: «О, я ничего не понимаю в
математике, я никогда не смогу этого сделать» и «Это действительно нужно? Я хочу сказать, что я не
смогу это делать». На первой сессии психотерапии, когда психотерапевт обрисовал план лечения, она
сказала: «О, я не смогу записывать мысли» и «Я уверена, что другим это помогает, но я слишком тупа,
чтобы у меня это получилось».
Подходы к лечению
|