должен обсудить возможность разрыва отношений и пересмотреть катастрофическое мышление
пациента в связи с такой возможностью. Даже если пациент настаивает, что в зависимых отношениях
все обстоит прекрасно, никто не может рассчитывать на то, что другой человек всегда будет рядом,
поскольку в жизни случается всякое. Конечно, психотерапевту никогда не стоит минимизировать
печаль, связанную с потерей важных отношений. Цель состоит не в том, чтобы пытаться убедить
зависимых пациентов, что другие люди ничего не значат, а в том, чтобы помочь таким пациентам
понять, что даже притом что потеря отношений может быть очень огорчительной, они могут и должны
пережить ее.
Можно способствовать продвижению от зависимости к автономии в процессе психотерапии,
изменяя структуру самой психотерапии. Переход от индивидуальной к групповой психотерапии
помогает уменьшить зависимость пациента от психотерапевта и снизить интенсивность отношений. В
условиях группы пациент может по-прежнему получать много поддержки, но эта поддержка будет уже
исходить по большей части от группы, а не от психотерапевта. Это хороший первый шаг для поиска
более естественных форм поддержки со стороны семьи и друзей. Установлено, что моделирование
помогает развить независимое поведение (Goldstein, Martens, Hubben, Van Belle, Schaaf, Wirsma, &
Goedhart, 1973), а также в групповой психотерапии другие пациенты могут служить моделями для
развития навыков. Наблюдение за тем, как другой участник группы уверенно выражает гнев в адрес
ведущего группы или как участники группы постепенно приближаются к решению проблемы, может
дать полезные примеры поведения, которому пациент пытается научиться. Кроме того, условия
групповой психотерапии дают возможность относительно безопасно попрактиковаться в новых
навыках, таких как уверенность в себе. Например, упражняясь в более открытом и уверенном
выражении чувств, сначала через ролевую игру, а затем делясь своими чувствами с ведущими группы и
ее участниками и получая конструктивную обратную связь, пациент может развивать уверенность в
себе, чтобы затем опробовать подобные формы поведения в отношениях вне группы.
Завершение психотерапии
Пациенты с ЗРЛ могут бояться завершения психотерапии, так как полагают, что будет
невозможно сохранить достигнутые успехи без поддержки психотерапевта. Вместо того чтобы пытаться
вербально оспаривать это убеждение, можно проверить его, применяя в качестве поведенческого
эксперимента «исчезающие» сессии, то есть назначая их менее часто. Если сессии обычно проводились
еженедельно, переход к графику «раз в две недели» позволяет пациентам увидеть, насколько хорошо их
изменения сохраняются в течение двух недель. Как только пациенты увидят, что они могут хорошо
действовать в течение двух недель, им следует переходить к ежемесячным сессиям. Если пациенты не
способны сохранить достигнутые успехи в течение двух недель, возможно, они еще не готовы к
завершению психотерапии, и нужно возвратиться к еженедельным сессиям, пока не будут решены
оставшиеся проблемы. Если пациентам предоставить больше свободы в установлении частоты сессий,
это, вероятно, ослабит их опасения и поможет им перейти к более редким сессиям, поскольку при
желании они смогут изменить свое решение. Психотерапевт может проводить сессии все реже и реже,
предлагая встречаться каждый месяц, каждые три месяца или даже каждые шесть месяцев. Но когда
пациентам предоставлено такое право свободного выбора, они обычно начинают понимать, что если
смогут целый месяц обходиться без психотерапии, они на самом деле больше не нуждаются в лечении.
Другой способ облегчить пациенту с ЗРЛ завершение психотерапии предложить при
необходимости проводить поддерживающие сессии. При завершении психотерапевт может объяснить,
что если пациент будет испытывать какие-либо трудности в будущем, в связи как уже с
обсуждавшимися, так и с новыми проблемами, он может снова обратиться к психотерапевту для
проведения одной или двух поддерживающих сессий. Такие поддерживающие сессии часто нужны,
чтобы вернуть пациентов «на правильный путь», предложив им возобновить вмешательства, которые
помогли в прошлом. Простое знание о том, что существует возможность повторного контакта с
психотерапевтом, помогает облегчить переход к завершению психотерапии.
Предоставить зависимому пациенту больше автономии значит дать ему возможность
принимать независимые решения, в результате чего лечение может пойти не в том направлении,
которого ожидал психотерапевт. Иногда необходимо позволить пациенту быть более независимым.
Например, в течение нескольких сессий мотивация Карен, казалось, ослабевала, и она не выполняла
домашние задания. Ее мысли и чувства об этих заданиях подробно обсуждались на нескольких сессиях.
|