Navigation bar
  Print document Start Previous page
 197 of 259 
Next page End  

Когда Карен пришла на очередную сессию, она очень неуверенно сказала:
Карен: Я больше не хочу этого делать.
Психотерапевт: Я не совсем понимаю — разве вы не хотели быть в состоянии ездить
самостоятельно?
Карен: Да, но не сейчас. Я чувствую, что вы подталкиваете меня.
Психотерапевт: Вы, похоже, немного раздражены.
Карен: (После паузы.) Ну, возможно. И виновата.
Психотерапевт: Виновата?
Карен: Возможно, я должна делать больше, и вы расстроитесь, если я не сделаю.
Психотерапевт: Чего же вы хотите?
Карен: (Твердо.) Я хочу работать над вождением в своем собственном темпе.
Психотерапевт: Похоже, вы уже определились с этим. Что-то не так?
Карен: Нет, ничего. Мне просто интересно, есть ли какой-то прогресс.
Психотерапевт: Вы хотели бы потратить некоторое время на то, чтобы рассмотреть ваши успехи,
тогда можем увидеть, о чем говорят факты и как это влияет на наши дальнейшие планы.
Карен: Да, это хорошая идея. Мне уже легче. Я думала, что вы рассердитесь на меня.
Психотерапевт: Вы хотели сделать мне приятное?
[Они потратили 15 минут, рассматривая прогресс в психотерапии. Карен чувствовала, что она
достигла существенного прогресса по семи из своих восьми целей.]
Карен: Теперь я чувствую себя намного свободнее. До сих пор я этого не понимала.
Психотерапевт: Похоже, об этом говорят факты. Итак, в каком направлении вы хотели бы
двигаться дальше?
Карен: Я просто хочу поработать над вождением сама. Я знаю, что должна это сделать.
Психотерапевт: Тогда не хотели бы вы потратить некоторое время на обсуждение того, как вы
будете это делать, и посмотреть, что может помешать дальнейшему прогрессу?
[Они работали над этим в течение 15 минут.]
Психотерапевт: Хорошо. Итак, похоже, что теперь у вас есть ясный план того, как продолжить
ваше движение вперед, а также некоторые идеи относительно того, что делать, если неожиданно
возникнут проблемы. Как вам это нравится?
Карен: Действительно неплохо. Я думала, что сегодня уйду отсюда расстроенной. Но я знаю, что
это именно то, чего я хочу.
Психотерапевт: То есть вы ожидали, что если вы будете откровенны в том, что вы хотите от
меня, это будет катастрофой. Что вы обнаружили?
Карен: Как раз обратное. Вполне нормально выбирать то, что я хочу.
Психотерапевт: И конечно, вы знаете, что если вы решите, что снова нуждаетесь в помощи, или
заметите признаки сползания к прежнему состоянию, имеет смысл позвонить мне, чтобы мы смогли
подумать, что можно сделать.
Хотя лечение ЗРЛ может проходить медленно и трудно, а иногда вызывать фрустрацию, оно
также может быть очень полезным. Как показано Туркатом и Карлсоном (Turkat & Carlson, 1984) в их
исследовании случая пациента с ЗРЛ, распознавание расстройства, исчерпывающая формулировка
случая и стратегическое планирование вмешательств, основанных на этой формулировке, вероятно,
сделают лечение более эффективным и менее болезненным, чем одно лишь симптоматическое лечение.
Правильно интерпретируя лечебный процесс и применяя осторожное стратегическое планирование,
психотерапевт будет иметь возможность наблюдать чудесное превращение пациента в автономную
зрелую личность, и получить наслаждение, сравнимое с тем, которое мы получаем, глядя на растущих
детей.
Глава 14. Обсессивно-компульсивное расстройство личности
В современной западной культуре обсессивно-компульсивное расстройство личности (ОКРЛ)
довольно распространено, особенно среди мужчин (АРА, 1987). Отчасти это вызвано тем, что общество
ценит умеренное выражение некоторых свойств этого стиля личности, таких как внимание к деталям,
самодисциплина, эмоциональный контроль, настойчивость, надежность и вежливость. У некоторых
людей, однако, эти характеристики выражены в такой степени, что препятствуют нормальной
деятельности и являются причиной стресса. Так, когда имеется диагностированное расстройство
Hosted by uCoz