уверена, будто это хорошая идея или что она может это сделать. На следующей сессии она сообщила,
что использовала карточки и метод «Стоп!», и что это помогло ей сосредоточиться на учебных
занятиях.
Один из частых ответов К. на вопросы был следующим: «У меня смешанные чувства по этому
поводу». Психотерапевт попробовала выделить эти чувства и виды мыслей, способствовавшие их
появлению. Было также важно указать на то, что, как только начиналась работа с искажениями
мышления, вызывающими сильные отрицательные эмоции, появлялись все основания иметь
смешанные чувства по многим вопросам.
Ранняя стадия лечения была посвящена снижению депрессии и тревоги. Когда К. полагала, что
возникало некоторое решение ее озабоченности отношениями и что ее сосредоточенность во время
учебных занятий восстанавливалась, она хотела закончить лечение. В этот момент психотерапевт и К.
рассматривали преимущества (прежде всего возможность того, что она сможет исследовать и изменить
дисфункциональные установки, которые вели к депрессии и трудностям в межличностных отношениях,
и улучшить методы, которые она изучила для преодоления негативных эмоций) и недостатки (время,
расходы) продолжения психотерапии.
Хотя и с неохотой, пациентка согласилась продолжать работать с хроническими паттернами.
Были рассмотрены ее негативный настрой и убеждение, что с нею обращались несправедливо. Когда
она оценивала что-то как негативное (или безнадежное, никчемное и т. д.), ей советовали оценить
важность этого негативного последствия, а также обратить внимание на его положительные стороны.
Например, К. в течение нескольких сессий жаловалась на отсутствие достаточного времени, чтобы
заняться научно-исследовательским проектом. В конце концов она узнала, что теперь не сможет
выполнить это исследование, так как ее преподаватель переезжает. Она была чрезвычайно раздражена
тем, что теперь у нее не будет возможности для публикации своей работы. На сессиях психотерапевт и
К. сосредоточили внимание как на преимуществах, так и на недостатках такого поворота событий, а не
рассматривали эту ситуацию как полностью негативную. Кроме того, они исследовали, имел ли отъезд
преподавателя какое-то отношение лично к К. или был связан с чем-то другим. Также появились
свидетельства того, что пациентка будет иметь возможность заниматься другими научно-
исследовательскими проектами как во время учебы, так и впоследствии.
Когда К. стала более открыто смотреть на свои паттерны реагирования, она и психотерапевт
начали вести «рабочую тетрадь» ситуаций, которые ее беспокоили. В этой рабочей тетради К.
записывала свои автоматические паттерны когнитивных и поведенческих реакций и оценивала их
правильность и эффективность. Затем психотерапевт и К. вместе вырабатывали альтернативные
паттерны. Они отмечали преимущества и недостатки каждого из методов. Отслеживая такие ситуации,
они смогли сгруппировать их в несколько категорий, таких как «несправедливое обращение»,
«требования» и «негативный настрой». Они также смогли разработать стратегию для каждого вида
ситуаций. Например, в случае «несправедливого обращения» К. автоматически предполагала, что с нею
обращались несправедливо. Она часто воспринимала это лично и затем наклеивала ярлык на другого
человека, после чего вела себя по отношению к нему пассивно-провокационным образом. Более
рациональная стратегия состояла в том, чтобы сначала оценить, на самом ли деле имелась
несправедливость. Если К. делала вывод, что с нею обращались несправедливо, она должна была
определить, было ли это направлено только на нее или же с другими обращались подобным образом
(например, на занятиях). Затем она должна была определить, какие действия можно предпринять.
Помимо этого она должна была проанализировать свои ожидания того, как с ней должны обращаться.
Иногда поведение К. во время сессий записывалось в рабочей тетради. Например, перед тем как
психотерапевт пошла в отпуск, К. отказалась наметить сессию с замещающим ее специалистом,
прибавив, что она «будет в отъезде», когда психотерапевт вернется. Психотерапевт объяснила, что это
замечание заставляет ее испытывать неудобство, и попросила К. прямо сказать, что ее беспокоит.
Выяснилось, что К. была рассержена на психотерапевта за то, что прерывала лечение и бросала ее.
Психотерапевт и пациентка смогли рассмотреть эти проблемы и даже нашли некоторые преимущества
короткого перерыва в психотерапии (например, К. предоставлялась возможность самой
попрактиковаться в применении психотерапевтических методов).
В целом К. добилась значительных успехов в снижении негативного настроя и ослаблении
пассивно-агрессивного поведения. Она все еще автоматически с раздражением реагировала на многие
ситуации, но частота и продолжительность этого раздражения со временем уменьшались. Она
научилась брать на себя ответственность за свое поведение в некоторых ситуациях и реагировать так,
чтобы с большей вероятностью достичь своих целей.
|