Navigation bar
  Print document Start Previous page
 221 of 259 
Next page End  

уверена, будто это хорошая идея или что она может это сделать. На следующей сессии она сообщила,
что использовала карточки и метод «Стоп!», и что это помогло ей сосредоточиться на учебных
занятиях.
Один из частых ответов К. на вопросы был следующим: «У меня смешанные чувства по этому
поводу». Психотерапевт попробовала выделить эти чувства и виды мыслей, способствовавшие их
появлению. Было также важно указать на то, что, как только начиналась работа с искажениями
мышления, вызывающими сильные отрицательные эмоции, появлялись все основания иметь
смешанные чувства по многим вопросам.
Ранняя стадия лечения была посвящена снижению депрессии и тревоги. Когда К. полагала, что
возникало некоторое решение ее озабоченности отношениями и что ее сосредоточенность во время
учебных занятий восстанавливалась, она хотела закончить лечение. В этот момент психотерапевт и К.
рассматривали преимущества (прежде всего возможность того, что она сможет исследовать и изменить
дисфункциональные установки, которые вели к депрессии и трудностям в межличностных отношениях,
и улучшить методы, которые она изучила для преодоления негативных эмоций) и недостатки (время,
расходы) продолжения психотерапии.
Хотя и с неохотой, пациентка согласилась продолжать работать с хроническими паттернами.
Были рассмотрены ее негативный настрой и убеждение, что с нею обращались несправедливо. Когда
она оценивала что-то как негативное (или безнадежное, никчемное и т. д.), ей советовали оценить
важность этого негативного последствия, а также обратить внимание на его положительные стороны.
Например, К. в течение нескольких сессий жаловалась на отсутствие достаточного времени, чтобы
заняться научно-исследовательским проектом. В конце концов она узнала, что теперь не сможет
выполнить это исследование, так как ее преподаватель переезжает. Она была чрезвычайно раздражена
тем, что теперь у нее не будет возможности для публикации своей работы. На сессиях психотерапевт и
К. сосредоточили внимание как на преимуществах, так и на недостатках такого поворота событий, а не
рассматривали эту ситуацию как полностью негативную. Кроме того, они исследовали, имел ли отъезд
преподавателя какое-то отношение лично к К. или был связан с чем-то другим. Также появились
свидетельства того, что пациентка будет иметь возможность заниматься другими научно-
исследовательскими проектами как во время учебы, так и впоследствии.
Когда К. стала более открыто смотреть на свои паттерны реагирования, она и психотерапевт
начали вести «рабочую тетрадь» ситуаций, которые ее беспокоили. В этой рабочей тетради К.
записывала свои автоматические паттерны когнитивных и поведенческих реакций и оценивала их
правильность и эффективность. Затем психотерапевт и К. вместе вырабатывали альтернативные
паттерны. Они отмечали преимущества и недостатки каждого из методов. Отслеживая такие ситуации,
они смогли сгруппировать их в несколько категорий, таких как «несправедливое обращение»,
«требования» и «негативный настрой». Они также смогли разработать стратегию для каждого вида
ситуаций. Например, в случае «несправедливого обращения» К. автоматически предполагала, что с нею
обращались несправедливо. Она часто воспринимала это лично и затем наклеивала ярлык на другого
человека, после чего вела себя по отношению к нему пассивно-провокационным образом. Более
рациональная стратегия состояла в том, чтобы сначала оценить, на самом ли деле имелась
несправедливость. Если К. делала вывод, что с нею обращались несправедливо, она должна была
определить, было ли это направлено только на нее или же с другими обращались подобным образом
(например, на занятиях). Затем она должна была определить, какие действия можно предпринять.
Помимо этого она должна была проанализировать свои ожидания того, как с ней должны обращаться.
Иногда поведение К. во время сессий записывалось в рабочей тетради. Например, перед тем как
психотерапевт пошла в отпуск, К. отказалась наметить сессию с замещающим ее специалистом,
прибавив, что она «будет в отъезде», когда психотерапевт вернется. Психотерапевт объяснила, что это
замечание заставляет ее испытывать неудобство, и попросила К. прямо сказать, что ее беспокоит.
Выяснилось, что К. была рассержена на психотерапевта за то, что прерывала лечение и бросала ее.
Психотерапевт и пациентка смогли рассмотреть эти проблемы и даже нашли некоторые преимущества
короткого перерыва в психотерапии (например, К. предоставлялась возможность самой
попрактиковаться в применении психотерапевтических методов).
В целом К. добилась значительных успехов в снижении негативного настроя и ослаблении
пассивно-агрессивного поведения. Она все еще автоматически с раздражением реагировала на многие
ситуации, но частота и продолжительность этого раздражения со временем уменьшались. Она
научилась брать на себя ответственность за свое поведение в некоторых ситуациях и реагировать так,
чтобы с большей вероятностью достичь своих целей.
Hosted by uCoz