изменению.
Происхождение дисфункциональных убеждений
Если учесть, что паттерны личности (когнитивная сфера, эмоции и мотивация) у людей с
расстройствами личности отличаются от таковых у других людей, возникает вопрос: как эти паттерны
развиваются? Чтобы ответить на этот вопрос даже кратко, мы должны вернуться к вопросу о
взаимодействии природных особенностей и воспитания. Люди с особенно сильной чувствительностью к
отвержению, противоречиям, боящиеся быть брошенными, могут быть убеждены в катастрофическом
характере таких случаев. Пациент, по своей природе предрасположенный к острым реакциям на
обычные виды отвержения в детстве, может развить негативный образ себя («я непривлекателен»). Этот
образ может подкрепляться, если отвержение особенно сильно, происходит повторно или в то время,
когда пациент особенно уязвим. При повторении таких ситуаций убеждение становится
структурированным.
У Сью, упомянутой ранее пациентки, сформировался образ себя как глупой и неадекватной,
потому что ее братья критиковали ее всякий раз, когда она делала ошибку. Чтобы максимально
защитить себя от боли и страдания, она избрала тенденцию избегать ситуаций, в которых это могло бы
произойти. Ее чрезмерно обобщенным отношением было: «Поскольку я позволяю себе быть уязвимой в
любой ситуации, мне причинят вред».
Обработка информации и личность
То, как люди перерабатывают данные о себе и других, зависит от их убеждений и других
компонентов когнитивной организации. Когда имеется расстройство некоторого типа симптом или
синдром (Ось I) [В этой книге мы придерживаемся пересмотренного третьего издания «Руководства по
диагностике и статистической классификации психических расстройств» (American Psychiatric
Association, 1987). Обычные синдромы, такие как большое депрессивное расстройство или общая
тревога, проявляющиеся в наборах выраженных субъективных симптомов, классифицируются как
заболевания Оси I, а расстройства личности как заболевания Оси II.] либо расстройство личности
(Ось II), упорядоченное использование этих данных становится систематически искаженным и
дисфункциональным. Эти искажения в интерпретации и последующем поведении формируются под
воздействием дисфункциональных убеждений.
Давайте вернемся к примеру Сью, которая страдала как зависимым, так и избегающим
расстройствами личности, а также чувствовала озабоченность по поводу возможности быть
отвергнутой. При типичном сценарии она слышала шум, доносящийся из соседней комнаты, где ее
приятель Том занимался обычными делами. Восприятие шума давало исходные данные для
интерпретации. Это восприятие было помещено в определенный контекст ее знание о том, что в
соседней комнате Том развешивает какие-то картины. Слияние стимула и контекста создало основание
для информации.
Поскольку сырые сенсорные данные, такие как шумы, сами по себе имеют ограниченную
информационную ценность, они должны быть преобразованы в некоторую поддающуюся
интерпретации конфигурацию. Эта интеграция в последовательный паттерн результат переработки
схемами сырых сенсорных данных в определенном контексте. Непосредственной мыслью Сью было:
«Том производит много шума». В большинстве случаев люди могли бы завершить обработку
информации в этой точке, сохранив этот вывод в кратковременной памяти. Но так как Сью была
настроена на отвержение, она была склонна находить смысл в таких ситуациях. Следовательно, она
продолжила обработку информации и приписала ей персонифицированное значение: «Том производит
много шума, потому что он сердится на меня».
Такого рода каузальная атрибуция происходит вследствие более высокой степени
структурированности, с помощью которой случаям приписываются значения. Компонентом (схемой)
этой системы более высокого уровня было ее убеждение: «Если близкий мне человек производит шум,
это означает, что он сердится на меня». Этот тип убеждения представляет условную схему («Если... то»)
в отличие от основной схемы («Меня нельзя полюбить»).
В этом случае Том мог быть действительно сердит на Сью. Но поскольку основное убеждение
|