В результате они являются причиной систематических искажений в обработке информации (Beck, 1964,
1967; Beck et al., 1985).
Типичные схемы при расстройствах личности похожи на те, которые активизированы при
различных симптомах и синдромах, но они действуют на более постоянной основе при переработке
информации. При зависимом расстройстве личности схема «Я нуждаюсь в помощи» будет
активизирована всякий раз, когда возникает проблемная ситуация, тогда как у депрессивных больных
она будет проявляться только в состоянии депрессии. При расстройствах личности схемы это часть
нормальной, каждодневной обработки информации.
Личность может быть понята как относительно устойчивая организация, состоящая из систем и
форм поведения. Системы блокирующих структур (схем) ответственны за последовательность
процессов от приема стимула до конечной поведенческой реакции. Интеграция стимулов из
окружающей среды и формирование адаптивной реакции зависят от этих блокирующих систем
специализированных структур. Отдельные, но связанные между собой системы затрагивают память,
когнитивные процессы, эмоции, мотивацию, действия и сознательный контроль. Основные
действующие элементы схемы организованы согласно их функциям (а также согласно их
содержанию). Каждый тип схем имеет свои функции. Например, когнитивные схемы связаны с
абстрагированием, интерпретацией и припоминанием; аффективные схемы ответственны за
возникновение чувств; мотивационные схемы имеют дело с желаниями и влечениями;
инструментальные схемы обеспечивают подготовку к действию; схемы контроля участвуют в
самоконтроле и запрещении или направлении тех или иных действий.
Некоторые подсистемы, составленные из когнитивных схем, связаны с оценкой себя; другие
связаны с оценкой других людей. Ряд подсистем предназначен для хранения воспоминаний,
эпизодических или семантических, и обеспечения доступа к ним. Есть также подсистемы, которые
подготавливают человека к предстоящим событиям и создают основу для ожиданий, предсказаний и
долговременных прогнозов.
Когда отдельные схемы гипервалентны, их порог активации низок и они легко запускаются
незначительным или тривиальным стимулом. Они также «доминантны»; то есть они легко замещают
более подходящие схемы или конфигурации при обработке информации (Beck, 1967). Клинические
наблюдения свидетельствуют о том, что схемы, которые больше подходят к действительной ситуации
стимула, активно подавляются. Так, при клинической депрессии, например, преобладают негативные
схемы, что приводит к систематическим негативным искажениям при интерпретации и припоминании
переживаний как при краткосрочных, так и при долговременных предсказаниях, тогда как позитивные
схемы становятся менее доступными. Депрессивным пациентам легче видеть негативные аспекты
события и труднее позитивные. Они намного более готовы вспоминать негативные события, чем
позитивные, и оценивают нежелательные результаты как более вероятные, чем положительные.
Когда у человека начинается клиническая депрессия (или тревожное расстройство), имеется
явный «когнитивный сдвиг». В энергетических терминах, происходит сдвиг от нормальной
когнитивной обработки к преобладанию обработки с помощью негативных схем, которые составляют
депрессивный способ действий. Термины «катексис» и «контркатексис» психоаналитические авторы
использовали, чтобы описать развертывание энергии для активизации неосознанных паттернов
(катексис) или их запрещения (контркатексис). Так, при депрессии катектирован депрессивный способ
действий; при генерализованном тревожном расстройстве катектирован способ действий в ситуации
опасности; при паническом расстройстве катектирован способ действий в ситуации паники (Beck et al.,
1985).
Роль эмоций в личности
Может показаться, что при обсуждении когнитивных и поведенческих паттернов мы
пренебрегаем субъективными аспектами нашей эмоциональной жизни чувствами печали, радости,
ужаса и гнева. Мы сознаем, что, вероятно, будем чувствовать грусть, когда мы в разлуке с любимым
человеком или переживаем потерю статуса, или будем довольны, когда видим выражение любви или
достигаем цели, или будем сердиты, когда с нами плохо обращаются. Как эти эмоциональные или
аффективные переживания вписываются в схему организации личности? Каково их отношение к
основным когнитивным структурам и стратегиям? Согласно нашей формулировке, эмоции, связанные с
удовольствием и болью, играют ключевую роль в мобилизации и поддержании решающих стратегий.
|