По-видимому, стратегии выживания и размножения работают отчасти на основе их связи с центрами
боли и удовольствия. Как было указано ранее, действия, направленные на выживание и размножение,
ведут к удовольствию при успешном осуществлении и «причиняют боль», когда встречают
препятствия. Побуждения, связанные с едой и сексом, вызывают напряжение при соответствующей
стимуляции и наслаждение при удовлетворении. Другие эмоциональные структуры, вызывающие
тревогу и печаль, соответственно подкрепляют когнитивные сигналы, которые подготавливают нас к
опасности или указывают на то, что мы потеряли что-то ценное (Beck et al., 1985). Таким образом,
эмоциональные механизмы служат для подкрепления поведения, направленного на выживание и
установление связей через ожидание и переживание различных типов удовольствия. В то же время
дополнительные механизмы ослабляют потенциально пагубные или опасные действия через
пробуждение тревоги и дисфории (Beck et al., 1985). Другие автоматические механизмы, связанные с
системой контроля и участвующие в регуляции поведения, будут рассмотрены несколько позже.
От восприятия к поведению
Одним из основных компонентов организации личности являются последовательности
различных видов схем, которые действуют аналогично сборочной линии. Для простоты изложения эти
структуры могут рассматриваться как действующие в логической линейной прогрессии. Например,
воздействие опасного стимула активизирует соответствующую «схему опасности», которая начинает
обрабатывать информацию. Затем последовательно активизируются аффективные, мотивационные,
действенные и контролирующие схемы. Человек интерпретирует ситуацию как опасную (когнитивная
схема), чувствует тревогу (аффективная схема), хочет выйти из этой ситуации (мотивационная схема) и
мобилизует силы на то, чтобы убежать (действенная, или инструментальная, схема). Если человек
полагает, что бегство непродуктивно, он может подавить это побуждение (схема контроля).
При заболеваниях Оси I определенный способ действий становится гипервалентным и ведет,
например, к озабоченности потерей, опасностью или столкновением. В случае депрессии цепная
реакция такова: когнитивная >
аффективная > мотивационная > моторная. В личностно
значимых ситуациях интерпретация и эмоция образуют «эффекторную петлю», или систему действий.
Например, после того как Сью интерпретировала отвержение, на ее лице появлялось грустное
выражение. Этот процесс, который произошел автоматически, филогенетически мог бы служить
формой коммуникации, например как сигнал бедствия. Одновременно были запущены «схемы
действия» была активизирована ее собственная частная стратегия реагирования на отвержение, и она
испытала желание войти в соседнюю комнату и попросить Тома успокоить ее. Она была готова
действовать согласно ее стереотипной стратегии. В этот момент она могла поддаться или не поддаться
своему импульсу бежать к Тому.
Внутренняя система контроля
Мы знаем, что люди не поддаются каждому побуждению, будь то желание смеяться, плакать или
ударить кого-нибудь. Другая система «система контроля» действует в единстве с системой
действия, чтобы регулировать, изменять или подавлять побуждения. Эта система также основана на
убеждениях, многие или большинство из которых являются реалистическими или адаптивными. В то
время как побуждения составляют наши «хочу», эти убеждения составляют «нужно» или «нельзя»
(Beck, 1976). Вот примеры таких убеждений: «Нельзя бить того, кто слабее или сильнее, чем вы», «Вы
должны положиться на власти», «Вы не должны плакать на людях». Эти убеждения автоматически
преобразуются в команды: «Не бей», «Делай то, что тебе сказали», «Не плачь». Запрещения таким
образом препятствуют выражению желаний. Сью имела определенные персональные убеждения, в
частности: «Если я попрошу у Тома слишком много поддержки, он рассердится на меня»
(предсказание). Следовательно, она подавила свое желание побежать в соседнюю комнату и спросить,
любит ли он ее.
В психотерапии важно идентифицировать: убеждения (например, «Меня не любят»), которые
формируют персональные интерпретации; убеждения в инструментальной системе, которые
инициируют действие (например, «Спроси его, любит ли он меня»); убеждения в системе контроля,
которые управляют предчувствиями и, следовательно, облегчают или подавляют действие (Beck, 1976).
|