Контролирующая или регулирующая система играет в расстройствах личности решающую роль и
поэтому требует дальнейшего изучения.
Функции контроля могут быть разделены на связанные с саморегуляцией, то есть направленные
внутрь, и на те, которые ответственны за отношения с внешней, прежде всего социальной, средой.
Самоуправляемые регулирующие процессы, имеющие особое отношение к расстройствам
личности, связаны с тем, как люди общаются с самими собой. Внутренняя коммуникация состоит из
самоконтроля, самоотчета и оценки себя, предупреждений и инструкций (Beck, 1976). Эти процессы
становятся более заметными, когда они чрезмерны или недостаточны. Люди, которые слишком
контролируют себя, склонны чувствовать себя подавленно (мы наблюдаем это у избегающих
личностей, а также при тревоге), тогда как недостаток подавления способствует импульсивности.
Самоотчет и оценка себя это важные методы, с помощью которых люди могут определять,
«идут ли они правильным курсом». Тогда как самоотчет может просто представлять наблюдения за
собой, оценка себя подразумевает высказывание оценочных суждений о себе в понятиях «хороший
плохой», «стоящий никчемный», «привлекательный непривлекательный». Негативные оценки
себя явно обнаруживаются при депрессии, но более тонко могут проявляться и при большинстве других
расстройств личности.
В нормальном состоянии эта система оценок себя и самоуправления работает более или менее
автоматически. Люди могут не осознавать этих «сигналов от самого себя», если специально не
сосредоточивают на них внимание. Эти когнитивные структуры затем могут быть представлены в
форме так называемых «автоматических мыслей» (Beck, 1967). Как отмечено ранее, эти автоматические
мысли становятся гипервалентными при депрессии, и они выражены в понятиях типа «Я ничего не
стою» или «Я нежеланен».
Оценки себя и инструкции самому себе, по-видимому, происходят из более глубоких структур, а
именно Я-концепций, или схем самого себя. Фактически преувеличенно негативные (или позитивные)
Я-концепции могут являться факторами, которые перемещают человека из группы «типов личности» в
группу «расстройств личности». Например, развитие стойкого представления о себе как о беспомощном
человеке может привести к тому, что у человека, переживавшего в детстве нормальные желания,
связанные с зависимостью, возникнет «патологическая» зависимость во взрослой жизни. Точно так же
акцент на системах, контроле и порядке может предрасполагать человека к расстройству личности, при
котором системы станут хозяином, а не средством, а именно к развитию обсессивно-компульсивного
расстройства личности.
В ходе взросления мы создаем массу правил, которые обеспечивают субстрат для наших оценок
себя и самоуправления. Эти правила также формируют основание для установки стандартов, ожиданий
и наших планов действия. Так, женщина, придерживающаяся правила «Я всегда должна выполнять
работу идеально», может постоянно оценивать свою работу, хваля себя за достижение определенной
цели и критикуя за недостижение требуемого уровня качества. Так как правило жестко, она не может
работать, пользуясь практичным, более гибким правилом типа «Важно выполнить работу, даже если
результат не идеален». Подобным же образом люди создают правила для межличностного поведения:
«нужно» и «нельзя» могут приводить к явному социальному подавлению, которое мы находим у
избегающих личностей. Эти люди также будут чувствовать тревогу даже при мысли о нарушении
правила типа «Не нарывайся на неприятности».
Переход к заболеванию Оси II. Мы уже обсудили понятие «когнитивный сдвиг». Когда у людей
развивается заболевание Оси II, они имеют тенденцию обрабатывать информацию выборочно и
дисфункциональным способом.
Изменения в организации личности
Убеждения, имевшиеся у пациента до развития депрессии или тревоги, становятся намного более
сильными и всеобъемлющими. Убеждения типа «Если вам не сопутствует успех, вы ничего не стоите»
или «Хорошая мать должна всегда удовлетворять потребности ребенка» станут крайне выраженными.
Кроме того, некоторые аспекты негативного образа себя становятся акцентуированными и
расширенными, ввиду чего пациент постоянно возвращается к мысли «Я ничего не стою» или «Я
неудачник». Негативные мысли, которые имели переходный характер и были не так сильны до
депрессии, станут могущественными и доминирующими над чувствами пациента и его поведением
(Beck, 1963).
|