опровержение дисфункциональных убеждений через планирование и проведение «поведенческих
экспериментов» может в конечном счете разрушить их и создать основу для более адаптивных
установок типа «Я могу выполнять широкий диапазон задач без посторонней помощи».
В табл. 4.1 представлена структурная формулировка проблем пары, оба члена которой имели
похожие наборы убеждений, но резко отличались друг от друга. Проблемы этой пары были подробно
описаны в другой книге (Beck, 1988). Вкратце Гэри, страдающий нарциссическим расстройством
личности, периодически проявлял насилие по отношению к Беверли, которую он обвинял в том, что она
все время изводит его замечаниями, будто он не занимается домашними делами. Он полагал, что
единственный способ управлять Беверли, страдающей зависимым расстройством личности, это
наброситься на нее и заставить «заткнуться». Беверли, со своей стороны, полагала, что она должна
управлять его постоянным уклонением от выполнения роли мужа и отца, «напоминая» ему об этом
укорами. Она полагала, что только таким способом может выполнять свои обязанности домохозяйки и
матери. За этим стояло ее устойчивое убеждение, что она вообще ничего не сможет делать, если ей не
на кого будет опереться.
Таблица 4.1. Когнитивная обработка на основе глубинных схем: пример
Убеждения Беверли
Убеждения Гэри
Должен
Гэри должен помогать, когда я об этом
прошу
Беверли должна больше меня уважать
Нужно
Мне нужно контролировать поведение
других людей
Мне нужно контролировать поведение
других людей
Условное
убеждение
Если Гэри не будет помогать мне, я не
смогу ничего сделать
Если им позволить, люди станут
обманывать меня
Опасение
Меня бросят
Меня обманут
Глубинная
схема
Я беспомощный ребенок
Я слизняк
Гэри был воспитан в обстановке, где «сильный всегда прав». Его отец и старший брат запугивали
его, в результате чего он считал себя «слизняком». В качестве компенсации такого образа себя он
усвоил их межличностную стратегию: в сущности, лучший способ управлять склонностью других
людей доминировать или унижать кого-то это запугать их, в том числе угрожая применить силу.
Первоначальная формулировка, которая была поддержана последующими групповыми и
индивидуальными интервью, была следующей. Глубинная схема Гэри была такой: «Я слизняк».
Такое представление о себе могло проявиться всякий раз, когда он полагал, что его унижают. Чтобы
защитить себя, он укреплял убеждение «Я должен управлять другими людьми», которое было
свойственно поведению его отца. Позже мы вернемся к методам работы с этими убеждениями. В целом
психотерапевт оказался способным вести себя соответственно этим убеждениям.
Беверли сходным образом полагала: «Я должна контролировать Гэри». Ее императив происходил
из страха быть неспособной к выполнению своих обязанностей без посторонней помощи. Ее глубинная
схема была следующей: «Я беспомощный ребенок». Обратите внимание, что поведение Гэри («не
помогающее») было переработано ее глубинной схемой («Без чьей-либо помощи я беспомощна»),
которая приводила к тому, что она чувствовала себя слабой. Беверли реагировала на это подрывающее
силы чувство, обвиняя Гэри и приходя в бешенство.
Используя воображение и повторное переживание чувства беспомощности, испытанного в
прошлом, психотерапевт смог активизировать глубинную схему и помочь Беверли признать,
что ее
желание получить помощь от Гэри происходило из ее образа себя как беспомощного ребенка.
Следовательно, ее неадаптивное «ворчание» было попыткой избавиться от своего глубокого чувства
беспомощности. Взаимодействие Гэри и Беверли демонстрирует, как структуры личности партнеров
могут усугублять проблемы друг друга, и иллюстрирует важность рассмотрения проблем личности,
проявляющихся в таком специфическом контексте, как брак.
Выявление схем
Психотерапевт должен использовать собранные данные, чтобы выявить Я-концепцию
пациентов, а также правила и формулы, по которым они живут. Часто психотерапевт должен
определить Я-концепцию пациентов по ее проявлениям в описаниях разнообразных ситуаций.
|