переоценку дисфункционального умозаключения; 9) исследование преимуществ и недостатков
поддержания или изменения убеждений или форм поведения и выяснение первичной и вторичной
выгоды; 10) преодоление катастрофического характера мыслей пациента предоставление пациенту
возможности, во-первых, осознать свою склонность всегда ждать худшего исхода и, во-вторых,
противостоять этой склонности.
«Когнитивные исследования»
Те же самые методы, которые используются для выявления и оценки автоматических мыслей
при депрессии или генерализованном тревожном расстройстве (Beck et al., 1979; Beck & Emery with
Greenberg, 1985), полезны и при работе с расстройствами личности. Психотерапевт и пациент выявляют
эпизоды, которые освещают проблемы личности, и сосредоточиваются на когнитивной подоплеке этих
эпизодов. Например, Лоис, пациентка с избегающей личностью, расстраивается, когда ее игнорируют
коллеги по работе. Целью первого когнитивного исследования должна быть попытка исправить ее
автоматические мысли (Beck, 1967). Если бы эта пациентка хорошо умела идентифицировать
автоматические мысли, она сказала бы, например: «Я подумала: они меня не любят».
Если пациентка не в состоянии исправить автоматические мысли, ей можно предложить
вообразить переживание, «как если бы это происходило прямо сейчас». Когда переживание подобным
образом оживлено, она, вероятно, будет испытывать автоматические мысли так же, как в реальной
ситуации. Конечно, в будущем у нее было бы много возможностей столкнуться с автоматическими
мыслями и выявить их без предварительной подготовки. Если пациентка может предвидеть
определенные «травмирующие» переживания, для нее полезно заранее подготовиться, начав
настраиваться до того, как она окажется в неприятной ситуации («Интересно, будет ли Линда
пренебрежительно обходиться со мной сегодня за завтраком»). Таким образом наша пациентка Лоис
подготовлена к мысли об отвержении. Заметив, что Линда, как ей кажется, держится надменно, она
может подумать: «Она не любит меня», «Со мной что-то не так». Но, конечно, автоматические мысли не
обязательно дисфункциональны или нереалистичны и, как мы увидим, они должны быть проверены.
Крайне важно значение события. Например, Лоис могла бы не обращать внимания на кажущееся
отвержение со стороны Линды, подумав: «Ну и что? Я тоже не люблю ее» или «Она не моя подруга».
Однако, когда пациент особенно уязвим к отвержению, начинается цепная реакция, которая может
привести к возникновению устойчивого чувства печали.
Иногда пациент способен различить цепную реакцию с помощью интроспекции. Часто в ходе
квалифицированного опроса психотерапевт может достичь существенной отправной точки (глубинной
схемы). Он может также использовать это упражнение как способ продемонстрировать отдельную
ошибку или изъян в том, как пациент делает выводы и приходит к умозаключениям.
Рассмотрим следующий диалог между психотерапевтом и Лоис, которая очень расстроилась,
потому что Линда, ее подруга, во время завтрака была поглощена беседой со своим сослуживцем.
Психотерапевт: О чем вы думали во время завтрака?
Лоис: Линда игнорирует меня. [Выборочное сосредоточение внимания, персонализация.]
Психотерапевт: Что это означало?
Лоис: Я не могу уживаться с людьми. [Самоатрибуция, чрезмерное обобщение.]
Психотерапевт: Что это значит?
Лоис: У меня никогда не будет друзей. [Абсолютное предсказание.]
Психотерапевт: Что значит «не будет друзей»?
Лоис: Я всегда буду в полном одиночестве. [Основная схема.]
Психотерапевт: Что значит в полном одиночестве?
Лоис: Это значит, что я всегда буду несчастна. (Начинает плакать.)
Так как пациентка начинает плакать, психотерапевт прекращает опрос, поскольку полагает, что
добрался до сути дела глубинной схемы («Я всегда буду несчастна»). Возникновение сильного
чувства предполагает не только то, что была выявлена глубинная схема, но также и то, что
дисфункциональное мышление более доступно для изменения. Этот тип опроса, представляющий собой
попытку исследовать более глубокие значения и получить доступ к глубинной схеме, назван методом
«стрелка вниз» (Burns, 1980; Beck et al., 1985). Позднее психотерапевт и пациент решат продолжить
исследование, чтобы установить, имеются ли другие глубинные схемы.
В данном случае проблема Лоис сосредоточена вокруг ее убеждений: «Если люди нечутки ко
мне, это означает, что они не любят меня» и «Если один человек не любит меня, это значит, что я
|