вообще непривлекательна». Когда она идет в кафе в офисе, где работает, она очень чувствительна к
тому, насколько чувствительны другие работники, хотят ли они, чтобы она села рядом с ними,
позволяют ли ей участвовать в беседе, отвечают ли они на ее замечания. Так как она страдает
избегающим расстройством личности и старается не попадать в ситуации возможного отвержения, она
склонна не садиться за один стол с людьми, которых знает, особенно с Линдой. Один из способов
решить эту проблему прямо поговорить о ней, например так, как в следующем диалоге.
Лоис расстроилась после того, как села к столу, где группа женщин вела оживленную беседу.
Психотерапевт пытается выяснить значение этого события.
Психотерапевт: Что вы чувствуете, если, как вам кажется, люди не встречают вас с
распростертыми объятиями?
Лоис: Не знаю. Наверное, что они меня не любят.
Психотерапевт: А если они покажут, что любят вас?
Лоис: Я не буду уверена, что они искренни. Ведь у меня мало общего с ними, я не интересуюсь
тем, чем они...
Психотерапевт: Вы выбрали бы кого-нибудь из них в качестве близких друзей?
Лоис: Думаю, что нет.
Психотерапевт: Вы действительно не хотите дружить ни с кем из них. И это значит, что вам
важно, «нравитесь» вы или «не нравитесь», а не практическая значимость отношений. Это так?
Лоис: Думаю, что так.
Поскольку глубинные схемы Лоис связаны с проблемой привлекательности, почти каждая ее
встреча с другими людьми предполагает проверку ее приемлемости, становясь вопросом жизни и
смерти. Работая с глубинной схемой по методу «стрелка вниз», психотерапевт способен вывести
основные «игнорируемые» значения на поверхность и продемонстрировать, что убеждение «Все
должны любить меня» дисфункционально.
Как только основные убеждения стали доступными (осознанными), пациент может изменить их с
помощью реалистических, логических рассуждений. Так, Лоис способна противопоставить
автоматической мысли «Им наплевать на меня» рациональный ответ «Если я им безразлична, это не
имеет значения. У меня все равно нет с ними ничего общего».
Пациенты склонны приписывать абсолютные значения событиям и рассматривать их с точки
зрения «все или ничего». Роль психотерапевта заключается в том, чтобы показать пациенту, что
важность событий или людей может располагаться на континууме. Так, Лоис может видеть, что при
оценке того, «насколько важны» для нее ее знакомые, они стоят на континууме намного ниже, чем ее
настоящие друзья. Как только она сделала такую объективную оценку, она может больше не
беспокоиться о том, нравится ли она своим знакомым.
Конечно, в большинстве ситуаций случайные знакомые обычно относятся к человеку
нейтрально, а не отвергают его, но поскольку пациенты склонны интерпретировать нейтральность как
отвержение, они должны четко формулировать глубинные убеждения и переживать связанные с ними
эмоции, чтобы изменить дисфункциональное мышление. Методы работы с негативными
автоматическими мыслями и основными убеждениями используются и для других целей (Beck et al.,
1979; Freeman, Pretzer, Fleming, & Simon, 1990).
Работа со схемами
При обсуждении с пациентом схем диагностические ярлыки параноидного, гистрионного или
пограничного расстройств могут вызывать предвзятое представление психотерапевта о пациенте. Стиль
пациента может быть определен в операциональных терминах. Шизоидный стиль, например, может
описываться и обсуждаться как склонность пациента быть «очень индивидуалистичным» или не быть
«зависимым от других людей». Зависимая личность может рассматриваться в терминах «наличия
сильного убеждения в ценности привязанности к другим» или «большего акцента на важности
коммуникабельности». В каждом случае пациенту можно предложить неоценочное описание,
соответствующее конкретной системе убеждения.
Полноценная психотерапевтическая программа адресована всем когнитивным, поведенческим и
аффективным схемам. Плотность, широта, активность и валентность исследуемых схем (глава 2)
являются факторами, определяющими набор психотерапевтических вмешательств.
Используя когнитивные предубеждения или искажения пациента в качестве указателей схем,
психотерапевт вначале помогает пациенту выявить дисфункциональные правила, которые доминируют
|