Navigation bar
  Print document Start Previous page
 61 of 259 
Next page End  

Принятие решений
Одна из тех областей, в которых психотерапевты часто вторгаются во «внешнюю жизнь»
пациентов с расстройствами личности, — это помощь в принятии решений. При работе с проблемами
личности требуются совместные усилия, чтобы помочь пациентам научиться принимать некоторые
важные решения, отложенные ранее. В острой стадии депрессивных или тревожных расстройств
психотерапевт сосредоточен на мобилизации пациентов и восстановлении паттерна решения
неотложных проблем, которые могут казаться неразрешимыми во время депрессии (действительно,
такое чувство может являться побочным продуктом депрессии): «Стоит ли мне сегодня вылезать из
постели?», «Как я смогу отправить детей в школу?», «Что я должна купить в супермаркете?» Например,
одна женщина-адвокат в состоянии депрессии не могла решить, какие дела она должна вести в первую
очередь, когда пришла в офис. Она нуждалась в помощи, чтобы определить приоритеты и затем
составить план действий по каждому делу. Симптомы депрессии могут препятствовать принятию даже
самых простых решений. Важные долговременные решения, например относительно брака, воспитания
детей или изменений в карьере, возможно, должны быть отложены, пока депрессия не пройдет.
Когда острые симптомы сняты, психотерапевт может сосредоточиться на более хронических или
долговременных проблемах брака, карьеры и т. д. Нужно заняться вопросами, которые очевидно, ставят
пациентов в затруднительное положение — особенно в области межличностных отношений. Когда
возникают вопросы относительно выбора карьеры, интимных отношений, брака или развода и
рождения детей (так же, как и более глобальных проблем), некоторые пациенты впадают в бездействие,
другие же принимают импульсивные решения. Решение проблем личности может способствовать
решению жизненных проблем и принятию решений. Планируемые действия, связанные с принятием
решений, часто блокируются проблемами личности
пациентов. Избегающие и пассивно-агрессивные
личности имеют тенденцию откладывать; гистрионные личности как правило, импульсивны;
обсессивно-компульсивные личности склонны к перфекционизму; зависимые ищут кого-нибудь, кто
принял бы решение за них.
Очевидно, что психотерапевт не может заниматься проблемами личности «в вакууме».
Когнитивные проблемы снижают способность человека справляться с «реальными жизненными
ситуациями». И наоборот, помогая пациенту изучить и интегрировать новые копинг-стратегии,
психотерапевт может нейтрализовать некоторые дезадаптивные стратегии, являющиеся проявлениями
расстройства личности. Усвоение новой стратегии принятия решений может повысить уверенность в
себе у зависимой личности, решительность — у избегающей личности, сделать гистрионную личность
более рефлексивной, увеличить гибкость у обсессивно-компульсивных личностей. Таким образом,
новые паттерны принятия решения могут изменять личностные стили при каждом расстройстве.
Психотерапевты могут использовать практические методы, описанные в различных работах по
принятию решений (например: Nezu & Nezu, 1989; D'Zurilla & Goldfried, 1971). Один из методов,
успешно используемых Дзуриллой и Голдфридом, состоит из таких шагов, как определение проблемы,
постановка целей, мозговой штурм для генерации идей и т. д.
Существует метод, который выявляет необоснованные значения, влияющие на людей, когда они
стоят перед выбором «или — или». Он состоит в том, чтобы записывать «за» и «против» для каждого
варианта в отдельных колонках. С помощью психотерапевта пациент вносит в список преимущества и
недостатки каждой альтернативы и пытается количественно оценить их.
Например, Том, который склонен к навязчивым мыслям при принятии решений, решил бросить
юридическую школу из-за дискомфорта, который чувствовал при сдаче экзаменов, и из-за боязни не
соответствовать ожиданиям. Его привычка навязчиво обдумывать свои действия вызывала
значительную напряженность. Он был вынужден думать о прекращении учебы из-за своего убеждения,
что только таким способом он может снять напряжение. Чтобы помочь ему принять объективное
решение, психотерапевт и Том нарисовали четыре колонки и вместе заполнили их, как это показано в
табл. 5.1. В первой колонке были перечислены причины, по которым ему следовало бросить учебу или
продолжить ее. Во второй колонке он оценил важность этих причин. Третья колонка содержала
опровержения и четвертая — ценность или важность опровержений.
Таблица 5.1. Процесс принятия решения у Тома
В пользу прекращения учебы
Ценность
Опровержение
Ценность
Я не буду так много
60 %
Я хожу на психотерапию, чтобы преодолеть
40 %
Hosted by uCoz