признаки негативных реакций других людей, затем интенсивно реагирует на них и в то же время слабо
осознает влияние на других собственных враждебных установок.
Миллон (Millon, 1981) доказывает, что ПРЛ почти всегда сочетается с другими расстройствами
личности, и отдельно обсуждает каждый из пяти главных подтипов. «Параноидно-нарциссический»
подтип рассматривается как развивающийся в результате сильного убеждения в собственной
значимости вместе с недостатком социальных навыков. Миллон выдвигает гипотезу, что когда эти
люди сталкиваются с окружающей средой, которая не разделяет убеждения в их значимости, они скорее
предадутся фантазиям на тему собственного всемогущества, чем признают свои недостатки.
«Параноидно-антисоциальная» личность рассматривается как развивающаяся в результате
преследований и вражды со стороны родителей, что привело к созданию представления о суровом мире
и к бунтарскому, враждебному поведению, провоцирующему отвержение со стороны других.
«Параноидно-компульсивные» люди рассматриваются как научившиеся стремиться полностью
подчиняться жестким родительским правилам и в результате сохранять чрезмерный контроль,
проявлять перфекционизм, держаться обособленно и быть самокритичными. Паранойя возникает, когда
враждебность, свойственная их резкой самокритике, приписывается другим. Миллон выдвигает
гипотезу, что конституционные факторы вносят вклад в развитие «параноидно-пассивно-агрессивной»
личности при условии, что реакции младенца на родителей вызывают противоречивые родительские
реакции. Впоследствии они приводят к тому, что из ребенка вырастает раздражительный, негативно
настроенный и неспособный поддерживать устойчивые отношения человек. Это приводит к социальной
изоляции и развитию бреда ревности. Наконец, «декомпенсированная параноидная» личность
рассматривается как личность, предрасположенная к развитию психотических эпизодов в ответ на
стресс и, возможно, являющаяся связующим звеном между ПРЛ и психозами. Общей теоретической
модели ПРЛ Миллон (Millon, 1981) не дает и не обсуждает возможные вмешательства.
Туркат (Turkat, 1985, 1986, 1987; Turkat & Maisto, 1985) недавно представил когнитивно-
поведенческую модель развития и поддержания ПРЛ, которая основана на детальном изучении
клинических случаев. По мнению Турката, ранние взаимодействия с родителями учат ребенка: «Ты
должен опасаться ошибок» и «Ты отличаешься от других». Предполагается, что эти два убеждения
приводят к формированию человека, весьма обеспокоенного оценками других, но также вынужденного
соответствовать родительским ожиданиям, которые препятствуют принятию его сверстниками. Это в
конце концов приводит к тому, что такой человек подвергается остракизму и унижениям со стороны
сверстников, но не имеет межличностных навыков, необходимых, чтобы преодолеть остракизм.
Следовательно, человек проводит много времени в размышлениях о своем одиночестве и плохом
обращении со стороны сверстников и в конечном счете приходит к выводу, что причина преследований
в том, что он особенный, а другие завидуют ему. Предполагается, что это «рациональное» объяснение
должно облегчить страдания, возникающие в результате социальной изоляции. Доказывается, что
вытекающее из этого параноидное представление о других упрочивает изоляцию человека, что
обусловлено двумя причинами. Во-первых, ожидание человеком отвержения приводит к тому, что
социальные взаимодействия вызывают значительную тревогу. Во-вторых, принятие другими будет
угрожать этой системе объяснений.
Когнитивная интерпретация
Многие из представленных выше теоретических взглядов на ПРЛ разделяют представление, что
подозрения человека относительно других людей и размышления о преследованиях и плохом
обращении со стороны других это лишь рационализации, используемые для уменьшения
субъективных страданий. Другая точка зрения на роль этих когнитивных структур в ПРЛ представлена
в проведенном нами когнитивном анализе (Pretzer, 1985, 1988; Freeman et al, 1990). Если мы оценим
когнитивные и межличностные компоненты параноидного подхода к жизни, проявленного Гэри,
вышеупомянутым напряженным рентгенологом, обнаружится интересный паттерн. Гэри
придерживался трех основных допущений: «Люди недоброжелательны и нечестны», «Они нападут на
тебя, если им представится возможность», и «У тебя все будет в порядке, только если ты будешь
держаться настороже». Эти допущения приводили к тому, что он ожидал обмана, мошенничества и
вреда в межличностных взаимодействиях и полагал, что необходимо постоянно искать признаки
обмана, мошенничества и недобрых намерений.
Но эта настороженность в отношении признаков недобрых намерений производила
|