детства, которые могли бы привести к тому, чтобы он предпочел другой образ жизни в зрелом возрасте.
Родителей своих он считал вполне доброжелательными. Джек по-прежнему навещал родителей один
раз в год и сказал, что они были единственными людьми, которых он считал в некоторой степени
особенными. Джек хорошо учился и по окончании средней школы поступил в университет, чтобы
изучать биологию. После окончания университета он получил работу лаборанта при медицинском
исследовательском институте. Он находился в депрессии в течение последних двух месяцев. В
состоянии депрессии Джек утверждал, что его ничего не интересует и он не может представить себе
ничего, что могло бы удовлетворять его в будущем. Эти мысли могут выглядеть типичными для любого
человека в состоянии депрессии, но Джек говорил, что они были у него даже до начала депрессии. В
начале лечения Джек испытывал следующие симптомы:
- аффективные: печаль, безнадежность, чувство «внутренней мертвости»;
- физиологические: нарушение сна;
-
когнитивные: автоматические мысли о том, что для него в жизни больше нет удовольствий;
образ себя, сидящего в своей квартире «подобно отшельнику»;
- поведенческие: отказ от занятий, ранее доставлявших удовольствие; чрезвычайно ограниченное
социальное взаимодействие.
Первый шаг в психотерапии состоял в том, что Джек ознакомился с когнитивной моделью то
есть с представлением о том, что мысли и интерпретации его переживаний сильно влияли на вызванные
ими чувства. Затем он ознакомился с методикой «Запись дисфункциональных мыслей» и начал
записывать свои автоматические мысли. Начальная цель психотерапии для Джека состояла в том, чтобы
устранить депрессию. В начале психотерапии он сказал, что у него нет желания иметь друзей или
сексуальные отношения. Он хотел поговорить о развитии каких-нибудь интересов, но был убежден, что
не сможет найти в жизни ничего приятного. Его отчаяние сталкивалось с готовностью предпринять
любые шаги для достижения своих целей, поэтому оно стало центральной проблемой для психотерапии.
В частности, в ходе каждой сессии выявлялось как можно больше мыслей о безнадежности. Джека
также поощряли выявлять автоматические мысли вне сессии, когда он чувствовал отчаяние. Темой в
этих мыслях было убеждение Джека о том, что он уже сделал в жизни все, что могло бы быть
интересным. Джек проверил эту мысль, согласившись выполнить некоторые действия, которые раньше
были приятными. Например, он попытался вернуться к своему старому увлечению
коллекционированию редких книг и возобновил подписку на специальный журнал. К своему
удивлению, он обнаружил, что ему это интересно. В то же время он старался самостоятельно
противостоять некоторым негативным мыслям.
Депрессия проходила медленно, и Джек категорически утверждал, что в конечном счете ничто
не будет удовлетворять его, даже если на мгновение это приносило удовлетворение. Все же в результате
непрерывной работы его депрессия и отчаяние постепенно проходили. Депрессия Джека была
атипичной, поскольку он не был способен выявить негативные мысли о себе. Даже свое одиночество он
воспринимал главным образом некритически. Изредка он думал, что так отличается от других, что
никогда не сможет «приспособиться», но затем говорил, что не хочет приспосабливаться. Так как
желание устанавливать отношения с людьми довольно обычно, другие пациенты с этим диагнозом
могут иметь еще большие трудности, считая других бесполезными, а себя «странными» или
«неправильными». Также примечательно, что депрессия Джека не включала в себя беспокойства
относительно того, что о нем думали окружающие. Он безразлично относился к тому, как его понимали,
и обычно думал об отношениях, только когда они каким-либо образом вторгались в его жизнь. Джека
сильнее беспокоило то, что он все больше считал жизнь бесполезной. Этому помогали его способность
признать некоторые из тонкостей подкрепления и понимание того, что он не всегда мог точно
предсказать, будет ли что-либо подкрепляющим.
Когда депрессия ослабла, снова была затронута проблема социальной изоляции. Неожиданно на
этом этапе Джек подумал, что ему могло бы понравиться иметь отношения с женщиной. Хотя он
согласился работать над достижением этой цели, он чувствовал двойственное отношение к
фактическому знакомству. С одной стороны, он думал, что это будет желательная ситуация, однако, с
другой стороны, считал, что это не стоит усилий. В результате этого двойственного отношения он не
выполнил задания познакомиться с женщиной. Он согласился стать членом клуба, рассматривая это как
способ познакомиться с женщинами. В отличие от страдающих социальной фобией Джек не
беспокоился о том, что женщины будут думать о нем. Вместо этого его беспокоило то, что ему будет
скучно с ними. Он также не считал, что долговременные отношения впишутся в его образ жизни. Джек
и его психотерапевт спланировали первый социальный контакт как «необходимое зло» ради
|