-
физиологические: сердцебиение и потливость в социальных ситуациях;
-
когнитивные: автоматические мысли о том, какой он неудачник; пугающие мысли о реакции на
него окружающих;
-
поведенческие:
почти полная социальная изоляция, отклонения от темы при разговоре,
избегание зрительного контакта.
Начальными целями лечения для Фрэнка были снижение его социальной тревоги и устройство
на работу. Хотя его социальная неадекватность была очевидна с самого начала, психотерапевт
чувствовал, что лучше подождать работать с нею, пока не установится взаимопонимание и не будет
достигнут некоторый прогресс в решении других задач. Что касается социальной тревоги, то Фрэнку
была предоставлена когнитивная модель и его научили фиксировать автоматические мысли. Часто они
были бессвязными. Его обучили оценивать правильность мыслей. При этом отмечались некоторые
причудливые мысли; они были названы «неадекватными автоматическими мыслями». Когда они
возникали, Фрэнк просто отмечал их и считал, что они не стоили дальнейшего рассмотрения. Они
отличались от других автоматических мыслей, которые он мог оценивать с помощью стандартных
рациональных реакций.
Ниже приведен отрывок сессии, на которой работа велась с некоторыми из странных идей,
которые были у Фрэнка относительно социальных взаимодействий.
Психотерапевт: Как шли ваши дела на этой неделе?
Фрэнк: По-разному. На этой неделе я ездил на встречу с членами другой политической
группировки.
Психотерапевт: Как она прошла?
Фрэнк: Нормально. Джо хороший парень, и, похоже, я ему нравлюсь. Правда, во время
встречи я не мог не думать об Анне. Я представлял себе, что живу с ней.
Психотерапевт: Эти мысли мешали вам?
Фрэнк: Да. Я не хотел говорить с ней, потому что знал, что она узнает, о чем я думал.
Психотерапевт: Что свидетельствовало об этом?
Фрэнк: Это лишь странное подозрение. Я смотрел на нее, и она смотрела на меня, а затем я
почувствовал, что она читает мои мысли.
Психотерапевт: Фрэнк, она говорила вам что-нибудь?
Фрэнк: Она поприветствовала меня после встречи, но затем продолжила говорить с другими. Я
думаю, что ее раздражала моя тревога.
Психотерапевт: Итак, она не говорила вам ничего негативного и дружески поприветствовала вас.
Что заставило вас полагать, что ее реакция на вас была негативной?
Фрэнк: Я чувствую такие вещи.
Психотерапевт: Давайте вспомним, что мы говорили относительно умения чувствовать других
людей. Мы на самом деле замечаем признаки реакций других людей, которые иногда трудно выразить
словами, но вспомните, что часто это чувство лишь отражение наших мыслей. Вы понимаете, что я
имею в виду?
Фрэнк: Полагаю, что да, но эти чувства реальны.
Психотерапевт: Хорошо, чувства были реальны, но были ли они основаны на точных данных?
Фрэнк: Полагаю, что я чувствовал это из-за своих предположений.
Психотерапевт: Конечно, вы сделали допущение относительно ваших чувств, но не могла ли эта
тревога быть результатом того, что вы боялись реакции Анны на вас?
Фрэнк: Но если бы я не чувствовал, что чувствует она, как бы я понял, что ее реакция именно
негативная?
Психотерапевт: Хороший вопрос. Давайте посмотрим, как вы могли это понять. Давайте
запишем настоящие показатели реакций других людей, а не ваши чувства, которые зависят от того, что
вы думаете. Тем не менее помните: мы не знаем наверняка, что думают другие, даже если используем
для оценки объективные признаки. Итак, каковы же эти признаки?
Фрэнк: Я полагаю, это то, что они говорят. Если они сообщают мне, что любят меня, или не
разговаривают со мной, я узнаю, что они думают.
Психотерапевт: Звучит неплохо, но давайте посмотрим на это внимательнее. Если кто-то
сообщает вам что-то явно позитивное или негативное, разумно предположить, что это именно то, что
они думают. Вы это имели в виду?
Фрэнк: Да, и если они не делают этого, я могу предположить, что они не любят меня.
Психотерапевт: Это вторая часть, которая нуждается в дальнейшем рассмотрении. Если они
|