ничего не говорят вам, вы предполагаете, что они не любят вас?
Фрэнк: Да.
Психотерапевт: Имеются ли другие объяснения такой реакции?
Фрэнк: Трудно сказать.
Психотерапевт: А что, если другой человек застенчив?
Фрэнк: Вы так полагаете?
Эта беседа свидетельствует о том, что Фрэнк был уверен в своей способности определять
чувства и мысли других людей, но на самом деле плохо знал, как другие реагируют в социальных
ситуациях. Психотерапевт и Фрэнк в том же духе продолжили отмечать признаки, на которые обычно
полагался Фрэнк, и определять, какие из них были двусмысленными или ненадежными.
Когда Фрэнк научился выявлять и изменять мысли, психотерапевт дал ему ряд домашних
заданий, выполняя которые Фрэнк мог бы вступать в контакт с другими людьми. Фрэнк должен был
сходить в магазин, в библиотеку, поговорить с кем-нибудь. Затем ему нужно было пригласить кого-
нибудь пообедать. В ходе лечения Фрэнк стал более социально адекватным, хотя у него оставалось
много неадекватных автоматических мыслей. Когда они возникали во время сессии, психотерапевт и
Фрэнк выявляли их и затем продолжали работу по своей теме.
Были трудности с трудоустройством Фрэнка. Продолжительные периоды он находился в
больнице или был безработным, и ему не хватало образования и опыта для множества мест, где он
хотел работать. После долгих поисков Фрэнк устроился на неполный рабочий день в букинистический
магазин. Он нашел работу интересной, хотя все еще испытывал тревогу при общении с клиентами.
Фрэнк продолжал еженедельно посещать психотерапевта и затем нашел подходящую
психотерапевтическую группу. В отличие от многих пациентов, довольно быстро обучающихся
навыкам, которые они могут применять самостоятельно, Фрэнк нуждался в продолжении еженедельных
встреч с психотерапевтом.
Проблемы психотерапевта
Основной проблемой психотерапевта при работе с шизотипическими пациентами является
получение от них согласия с планом лечения. Необходимо, чтобы психотерапевт установил хорошие
отношения с пациентом, который должен захотеть работать с дисфункциональными паттернами. Даже
притом что пациент может признавать ценность изменения поведения или убеждения, психотерапевт
может обнаружить, что домашние задания не выполняются. Часто шизотипический человек испытывает
одиночество в промежутках между психотерапевтическими сессиями и поэтому может продолжать
жить в фантазиях. Иногда полезно увеличить частоту сессий в начале психотерапии или дать пациенту
возможность каждый день звонить психотерапевту. Психотерапевт должен также стремиться разбивать
домашние задания на очень маленькие, выполнимые части, чтобы шизотипический человек хотел
выполнять их и таким образом имел опыт достижения успеха.
Другая проблема психотерапевта обусловлена странностями в поведении, речи и эмоциях этих
пациентов. По этой причине им часто будет трудно следить за ходом мыслей на сессии, и психотерапия,
вероятно, будет продвигаться весьма медленно. Психотерапевт должен стремиться упрощать цели и
модифицировать традиционные методы когнитивной психотерапии. Эти пациенты также необычно
интерпретируют поведение психотерапевта; психотерапевт должен проявлять бдительность по
отношению к эмоциональным изменениям пациентов и к их неадекватному поведению и выявлять у
них соответствующие мысли. Кроме того, у пациентов может возникнуть сильная привязанность к
психотерапевту, поскольку он может быть одним из немногих людей, с кем пациент общается в своей
одинокой жизни. Также могут возникать неадекватные мысли относительно социального контакта с
психотерапевтом. Психотерапевт должен внимательно относиться к этим мыслям, конечно, не выходя
за рамки психотерапевтических отношений.
При условии, что психотерапевт имеет реалистические ожидания относительно того, что может
быть сделано с этими пациентами, работа с ними может носить позитивный характер. Многие люди с
этим расстройством могут научиться управлять значительной частью своего неадекватного поведения и
мыслей и начать получать намного большее удовлетворение от жизни.
Глава 8. Антисоциальное расстройство личности
|