100
ционности, не может в настоящее время удовлетворить исследова-
телей, как по своей полноте, так и по своим некоторым прин-
ципиальным подходам. В частности, Фрейд полагал, что в значи-
тельной степени становление личности определяется первыми
пятью годами жизни. Он практически не уделял внимания тем
личностным изменениям, которые претерпевает личность в пе-
риод зрелости и в последующем.
Следует сразу же обратить внимание на то, что в какойто
мере благодаря этому заблуждению Фрейда, в исследованиях он-
тогенетической динамики личностного бытия до сих пор сущест-
вует грубая диспропорция. С одной стороны социальная психо-
логия, возрастная психология, психология развития, психоанализ
представляют нам блестящие образцы исследований этапов
личностного онтогенеза в раннем детстве и подростковом возрас-
те, но с другой стороны исследования, посвященные личностному
онтогенезу в зрелом возрасте, а также изучение особенностей
функционирования личности в поздние периоды онтогенеза ис-
числяются единицами. Мне известны лишь две классификации,
пытающиеся отразить личностный онтогенез человека от его
рождения до самой смерти это классификации Эриксона и Левин-
сона. Во всех руководствах по социальной психологии, психоло-
гии развития процессам раннего созревания личности уделяется
непропорционально большое внимание по сравнению с этапами
зрелости и увядания. Для примера, даже в одном из основных
американских руководств по психологии социальному и личност-
ному развитию ребенка и подростка отводится пятнадцать стра-
ниц, а всем личностным трансформациям зрелого и пожилого
возраста вместе взятым три страницы (223). Точно также Эрик
Берн в работе «Введение в психиатрию и психоанализ для непо-
священных» в третьей главе «Рост индивида» личностному разви-
тию ребенка и подростка уделяет тридцать страниц, а особенно-
стям личностных трансформаций у взрослых и пожилых людей
две страницы (136). И это общая тенденция. В последнем пособии
по истории психологии для высшей школы (А. Петровский, М.
Ярошевский, 1994) вопросам личностных трансформаций зрелого
и пожилого возраста не уделяется вообще ни строчки, а о фунда-
|