101
ментальных исследованиях Эриксона и Левинсона даже не упо-
минается (99).
Фрейд не был, конечно, и первым исследователем, обратив-
шим внимание на трансформацию личности в процессе онтоге-
неза. Он был одним из первых, кто подошел к этой проблеме с
научной точки зрения, постарался не только описать наблюдае-
мые феномены, но и попытался найти теоретическое объяснение
им, постоянно проверяя в своей практической деятельности пра-
вомочность выдвигаемых им гипотез. Был ли он в своем научном
мировоззрении консервативен? Несомненно. Психоанализ, столе-
тие которого мы отмечаем в этом году, прорвавшись на новый
уровень понимания психического функционирования человека, от-
крыв двери в сферу бессознательного, быстро догматизировался.
Но он сделал свое дело. С начала века до сих пор психодинами-
ческое направление в психологии является самым мощным, са-
мым плодотворным научным направлением, постоянно дающим
новые ростки, которые не только углубляют, но и переплетают
психологические знания с другими отраслями антропологии.
Динамические же аспекты личности изучались первона-
чально не столько психологами, сколько философами. Что и не
удивительно, если рассматривать философию, как предтечу не
только психологии, но науки в целом.
В плане динамики личностного бытия в первую очередь
можно вспомнить знаменитый заочный спор между Локком и
Лейбницем по поводу природы зарождения психики в процессе
индивидуального онтогенеза. В 18 веке ими были высказаны две
взаимоисключающие точки зрения на природу психики человека
и эти точки зрения до сих пор в какойто степени оказывают свое
влияние на развитие психологической и философской мысли.
Локк выдвинул идею «tabula rasa» «чистой доски», счи-
тая, что человек рождается с готовой полипотентной центральной
нервной системой, которая как чистый лист бумаги пассивно за-
печатлевает все то, что вписывают туда родители, воспитатели и
учителя. Эта теория, например, оказала сильное влияние на под-
ход к личности со стороны такого известного направления в на-
учной психологии как бихевиоризм. Основатель этого направле-
ния John B. Watson (1878 1958) не только полагал, что научение
|