106
Наивно призывать эстетика отчаяться, как это делает Кьерке-
гор, (он и так в постоянном отчаянии и переживании абсурда бы-
тия), чтобы с помощью отчаяния перейти на этический этап экзи-
стенции. Каждый этик пережил отчаяние в процессе кризиса ау-
тентичности, но это не значит, что отчаяние есть путь к этиче-
ской стадии. Желать эстетику отчаяния, или надеяться, что отчая-
ние приведет его на другой этап бесполезно, следует пожелать
ему более быстрого личностного регресса, потому что только то-
гда у него появится отчаяние, потому что только тогда ему по-
требуется защита в лице общества от этого отчаяния и нехватка
энергии заставит его «проникнуться любовью к человечеству и
жизни».
При всех своих недостатках глубина прозрения Кьеркегора
и точность описания действительной динамики личностного
бытия удивительна. Кьеркегора смело можно считать не только ос-
новоположником экзистенциальной философии, но и динамиче-
ской персонологии (а не Фрейда), столь значительный пласт про-
блем, касающихся динамики бытия человеческой личности за-
тронул в своих работах этот удивительный человек, в которого
при жизни мальчишки бросали камни, когда он шел по улицам
Копенгагена.
Следует заметить, что Кьеркегор сам был креативной лич-
ностью, совершенно асоциальной, асоциальность свою пони-
мающий. Он даже отказался от бракосочетания с любимой девуш-
кой, с которой был помолвлен, потому что понимал, что никогда
не сможет быть «нормальным» мужем, «нормальным» отцом се-
мейства. Такими же были Шопенгауэр, Декарт, Лейбниц, Мальб-
ранш, Конт, Спиноза, Микеланджело, Ньютон, Кант, Гоголь, Лер-
монтов, Тургенев, Блок и многие другие поэты и философы,
креативность которых лишила их счастья нормальной человече-
ской примитивной жизни.
Именно поэтому Кьеркегору так талантливо и точно уда-
лось описать сущность эстетика он описывал себя.
Только в конце XIX начале XX века к проблемам дина-
мики личностного бытия начали подходить представители только
что зарождающейся науки психологии.
|