108
его сотрудниками, особенно Н. М. Щеловановым. В основанной
ими лаборатории раннего детства впервые был применен ком-
плексный метод длительного изучения одних и тех же детей, ох-
ватывающий весь период раннего детства.
С возникновением объективной психологии («психореф-
лексологии», а затем и «рефлексологии») В. М. Бехтерева, возник-
ла «генетическая», или возрастная, теория развития поведения, а
затем и индивидуальная рефлексология, начало которой было по-
ложено исследованиями В. Н. Мясищева и его сотрудников, по-
священными проблеме типов нервной системы человека. Типоло-
гическая (нейродинамическая) характеристика детского и под-
росткового возраста впервые была сформулирована Г. Н. Сорох-
тиным, который сделал также попытку установить корреляции
между нейродинамическими и конституциональными типами раз-
вития.
7
Огромный вклад в изучение индивидуальных динамических
онтогенетических основ личностного бытия внес Б. Г. Ананьев.
Он подчеркивал, что для психологии особую важность имеет
вопрос о тех первичных свойствах или особенностях человече-
ской природы, взаимодействия которых определяют темперамент
и задатки, мотивацию элементарных действий и их тонус, общее
во всех первичных свойствах человека как индивида, заключен-
ное в их генетической обусловленности.
Ананьев не отрицал, что жизненный путь человека это
история формирования и развития личности в определенном об-
ществе. «Человек является современником определенной эпохи и
сверстником определенного поколения. Фазы жизненного пути да-
тируются историческими событиями и сменой способов воспита-
ния, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой
ценностей и жизненной программой всеми теми целями и об-
щим смыслом жизни, которыми данная личность владеет» пи-
сал он в одной из своих основных работ (7). «Но фазы жизненно-
го пути накладываются (а еще более накладывают) на возрастные
стадии онтогенеза, причем в такой степени, что некоторые воз-
растные стадии обозначаются как фазы жизненного пути, напри-
|