109
мер, преддошкольное, дошкольное и школьное детство. Практи-
чески ступени общественного воспитания, образования и обуче-
ния, составляющие совокупность подготовительных фаз жизнен-
ного пути, формирования личности стали определяющими ха-
рактеристикам периодов роста и созревания индивида» далее
продолжал Б.Г.Ананьев (7).
Возражая против подобной тенденции, он предлагал выде-
лять три группы природных свойств (конституциональные, ней-
родинамические и билатеральные особенности симметрии орга-
низма), которые могли бы образовать класс первичных индиви-
дуальнотипических свойств. Для Ананьева была несомненна за-
висимость вторичных психических свойств от конституциональ-
ных и нейродинамических первичных свойств.
Как пишет Н. А. Логинова, «идеи Б. Г. Ананьева об онтопси-
хологии науке о целостном индивидуальном развитии человека
как организма и личности, масштабный комплекс эксперимен-
тальных исследований, начатый им в этой области... являют собой
добротное основание для дальнейшего прогресса возрастной пси-
хологии личности» (82).
Возрастная психология сравнительно мало интересуется
биологическими процессами, лежащими в основе социального
развития ребенка и подростка, хотя, конечно, и она не может обхо-
дить такие проблемы как пубертатный криз или физиологическая
старость.
Такой перекос с признанием только социальной обуслов-
ленности развития личности (с точки зрения марксистско
ленинской психологии даже свойства темперамента «изменчивы
и воспитуемы» сетовал в свое время Мерлин (86)) привел к тому,
что психология открыто декларируя свою неразрывную связь с
нейрофизиологией и физиологией, на самом деле воспользова-
лась и востребовала только структурную часть биологических ис-
следований личности, касающуюся учения о темпераменте, кон-
ституции, типах нервной деятельности, напрочь отвергая обу-
словленность динамики «вершинных» психических процессов
«глубинными» подводными невидимыми течениями. Даже пси-
хоанализ Фрейда, который в целом мало задумывался над процес-
сом онтогенетического изменения энергетического потенциала
|