Navigation bar
  Print document Start Previous page
 110 of 348 
Next page End  

110
человека, считая либидо чем–то раз и навсегда неизменным, вы-
зывал у отечественных психологов дикий ужас  тем, что  пытался
обусловить социальную жизнь человека какими–то динамическими
биологическими процессами,  в  частности  динамикой либидо.
Ананьев является, можно сказать, единственным представи-
телем динамического направления  в  отечественной  психологии, 
а также  одним из первых, если не единственным отечественным
психологом, который смело выступил против дурных теорий 
бесконечного развития личности.
Однако следует отметить позицию Ананьева, который  счи-
тал, что лишь на первых этапах формирования личности нейроди-
намические свойства влияют на темпы и направление образова-
ния личностных  свойств  человека.  Мы же считаем необходимым
подчеркнуть что не только на первых, но и на всех этапах онтоге-
неза личностные свойства, в том числе и их содержательные ас-
пекты обусловлены динамикой индивидуального онтогенеза.
Ананьев  указывал, что становление свойств личности  про-
текает неравномерно и гетерохронно, соответственно последова-
тельности усвоения ролей и смены позиций ребенка в обществе.
Но при этом  он  считал,  что гетерохронность личностного фор-
мирования всего лишь «накладывается», а  не  обуславливается 
гетерохронностью созревания индивида. 
Он прямо указывал на разновременность моментов, характе-
ризующих финал человеческой жизни. Финалом для индивида яв-
ляется смерть,  с которой прекращается существование человека
как личности. Историческая личность и творческий  деятель,  оста-
вившие потомкам  выдающиеся  материальные  и  духовные цен-
ности, в какой–то степени обретают социальное бессмертие. «Но
нас в  большей  мере, чем бессмертие, интересует  парадокс за-
вершения человеческой жизни, – писал Ананьев, – Парадокс этот
заключается  в том,  что  во  многих случаях те или другие формы
человеческого существования прекращаются еще при жизни чело-
века как индивида, т.е. их умирание наступает раньше, чем физи-
ческое одряхление от старости... Речь идет о, так сказать, нормаль-
ном состоянии, при котором человек сам развивается в направле-
нии растущей социальной изоляции, постепенно отказываясь от
многих функций и  ролей в  обществе,  используя  свое  право на
Hosted by uCoz