110
человека, считая либидо чемто раз и навсегда неизменным, вы-
зывал у отечественных психологов дикий ужас тем, что пытался
обусловить социальную жизнь человека какимито динамическими
биологическими процессами, в частности динамикой либидо.
Ананьев является, можно сказать, единственным представи-
телем динамического направления в отечественной психологии,
а также одним из первых, если не единственным отечественным
психологом, который смело выступил против дурных теорий
бесконечного развития личности.
Однако следует отметить позицию Ананьева, который счи-
тал, что лишь на первых этапах формирования личности нейроди-
намические свойства влияют на темпы и направление образова-
ния личностных свойств человека. Мы же считаем необходимым
подчеркнуть что не только на первых, но и на всех этапах онтоге-
неза личностные свойства, в том числе и их содержательные ас-
пекты обусловлены динамикой индивидуального онтогенеза.
Ананьев указывал, что становление свойств личности про-
текает неравномерно и гетерохронно, соответственно последова-
тельности усвоения ролей и смены позиций ребенка в обществе.
Но при этом он считал, что гетерохронность личностного фор-
мирования всего лишь «накладывается», а не обуславливается
гетерохронностью созревания индивида.
Он прямо указывал на разновременность моментов, характе-
ризующих финал человеческой жизни. Финалом для индивида яв-
ляется смерть, с которой прекращается существование человека
как личности. Историческая личность и творческий деятель, оста-
вившие потомкам выдающиеся материальные и духовные цен-
ности, в какойто степени обретают социальное бессмертие. «Но
нас в большей мере, чем бессмертие, интересует парадокс за-
вершения человеческой жизни, писал Ананьев, Парадокс этот
заключается в том, что во многих случаях те или другие формы
человеческого существования прекращаются еще при жизни чело-
века как индивида, т.е. их умирание наступает раньше, чем физи-
ческое одряхление от старости... Речь идет о, так сказать, нормаль-
ном состоянии, при котором человек сам развивается в направле-
нии растущей социальной изоляции, постепенно отказываясь от
многих функций и ролей в обществе, используя свое право на
|