125
столько попытка с помощью современных методов исследования
нейрофизиологических и нейрохимических процессов, вычленить
специфические индивидуальные паттерны функционирования
центральной нервной системы, сколько изучение онтогенетиче-
ской обусловленности динамики личностного бытия, изменений
когнитивных функций, сознания и самосознания в процессе ин-
дивидуального созревания и инволюции, и более того, изучение
зависимости структуры психических процессов от динамических
и энергетических уровней нейрофизиологических процессов.
С нашей точки зрения между динамическими и содержа-
тельными аспектами психической деятельности имеется доста-
точно тесная связь и взаимозависимость: такая что, зная динамику
и энергетику функционирования мозга, можно в определенной
степени судить о содержательной стороне психики и наоборот.
2
Несколько основных принципов должны мы разобрать, что-
бы не возникало у нас заблуждений по поводу специфики онтоге-
неза личности и задачах онтогенетической персонологии. Мы не
собираемся убеждать коголибо в необходимости учитывать био-
логический базис личности. Мы даже не собираемся заявлять ка-
киелибо претензии на приоритетное указание ведущей роли био-
логических факторов об этом писал еще Кречмер: «Темпера-
мент имеет для всего того, что называется индивидуальностью
или личностью, для отличия одного человека от другого, го-
раздо большее значение, чем все структурные различия в душев-
ных аппаратах... Темперамент является центральным биологиче-
ским фактором не только для характера, но и для ума человека...
Для высоты ума индивидуума в первую очередь имеет значение
наследственная предрасположенность, а затем уже влияние вос-
питания и среды» (176).
Наша задача обратить внимание и подчеркнуть один из ос-
новных принципов, который использует онтогенетическая персо-
нология для изучения психической деятельности и построения
онтогенетической модели личности. В основе подхода онтогене-
тической персонологии к психической деятельности и формиро-
ванию личности лежит ассимиляционный принцип. Высшая
психическая деятельность, включая когнитивные и контрольные
|