126
хическая деятельность, включая когнитивные и контрольные про-
цессы (сознание) есть активный процесс ассимиляции информа-
ции, поступающей из внешней и внутренней среды в целях адап-
тации индивида к окружающей среде.
Психическая деятельность, с нашей точки зрения, построе-
на не по отражательному принципу, как это принято считать, а по
ассимиляционному принципу. Мозг не отражает, а ассимилирует
информацию.
Одна из первых теорий, рассматривающая психическую дея-
тельность человека в норме и патологии с позиций теории ин-
формации это теория информационного метаболизма А. Кем-
пински. Раздражители внешнего мира воздействуют на Я, в соот-
ветствии с этой теорией, через границу, отделяющую внутренний
мир от внешнего, этот процесс протекает по законам селекции,
предполагающим две основные тенденции ассимиляция и от-
клонения элиминации. Ассимиляция внешних раздражений при-
водит к возникновению соответствующих функциональных струк-
тур, обуславливающих те или иные психологические реакции.
Ассимилятивная тенденция достигает максимальной выраженно-
сти, по мнению Кемпински, в плане сексуальной деятельности,
направленной на продолжение рода. Тенденция отклонения рас-
сматривается как выражение чувства агрессии и может иметь зна-
чение не только индивидуальное, но и социальное.
Психические расстройства рассматриваются им как пато-
логия границы, через которую осуществляется информационные
связи организма с внешним миром. Он объясняет этим аутизм,
расщепления, депрессии, эмоциональные нарушения при невро-
зах.
Кемпински очевидно рассматривал и энергетические ха-
рактеристики психических процессов, поскольку указывал, что ас-
симиляция поступающей информации и организация различных
функциональных систем носит характер отрицательной энтропии.
Подобные подходы свойственны также и когнитивной пси-
хологии, которая рассматривает человека как «активный,
перерабатывающий информацию организм, ищущий стимуляции
и стремящийся к знаниям» (219).
|