127
3
Психические процессы, связанные с ассимиляцией ин-
формации, деятельность систем обеспечения фоновой активности
мозга требуют значительных энергетических затрат. Энергетика
мозга в настоящее время изучена крайне недостаточно, что застав-
ляет большинство исследователей использовать для объяснения
психической деятельности гипотетический конструкт «психиче-
ская энергия» или его аналоги.
Недостаток знаний в этой области позволяет ряду исследо-
вателей (Holt, 1967; Кubie, 1974; Rubinstein, 1967; Peterfreund,
1971) вообще сомневаться, что понятие психической энергии, или
инстинктивной внутренней силы, практически имеет доказатель-
ства. Однако именно практически в настоящее время ни одна из
динамических теорий, объясняющих психические процессы, не
может обойтись без понятия «психическая энергия».
«Мы предполагаем, писал Фрейд, и этому научили нас
другие естественные науки, что в психической жизни действует
некоторый вид энергии, но мы не имеем данных, которые позво-
лили бы нам подойти ближе к познанию ее по аналогии с други-
ми видами энергии. Мы, видимо, признаем, что нервная, или
психическая энергия существует в двух формах: одна имеет сво-
боду перемещения, а другая, напротив, связана» (154).
Среди естественных наук, на которые ссылается Фрейд, в
первую очередь следует указать на философию. Барух Спиноза в
«Этике» утверждал, что в человеке существуют лишь три побуди-
тельные силы: а) влечение, которое, относясь и к душе, и к телу,
есть «не что иное, как сама сущность человека», б) радость и в)
печаль.
В психодинамической психологии и психотерапии роль
психической энергии выполняет одно из ключевых понятий пси-
хоанализа libido, а «радость» и «печаль» нашли свое отражение в
принципе удовольствия, которому наряду с принципом реально-
сти, подчинена вся психическая жизнь человека.
Под энергией влечений или libido Фрейд объединял все,
что имеет дело с тем, что можно охватить словом любовь. И он
прямо рассматривал эту энергию как количественную величину,
|