132
не соответствует его индивидуальным энергетическим возможно-
стям неминуемо возникает патологическое состояние. В этом от-
ношении одинаково опасны и нехватка информации (сенсорный
голод) и избыток информации (информационный удар). И в том и
в ином случае неизбежно наступает нарушение нормального функ-
ционирования ЦНС.
Нормально функционирующий мозг всегда стремится ав-
тономно поддерживать определенный уровень сенсорной стиму-
ляции, на эмоциональном, когнитивном, сознательном и пове-
денческом уровне регулируя эти процессы.
Практически, как отмечает Аршавский, организм никогда
не находится в равновесном состоянии с окружающей средой.
«Будучи неравновесной системой, организм все время на протяже-
нии развития меняет формы своего взаимодействия с условиями
окружающей среды. Меняется не столько среда, сколько прежде
всего сам организм. В зависимости от особенностей его физио-
логии в различные возрастные периоды организм сам устанавли-
вает соответствующие формы взаимодействия с ней» (15).
В первую очередь все выше сказанное касается функциони-
рования центральной нервной системы. Чем выше энергетический
потенциал мозга, тем большее количество информации он не
только способен, но и вынужден связывать для уменьшения пси-
хического напряжения. Чем выше энергетический потенциал моз-
га, тем более сложный, насыщенный, а, следовательно, и энерго-
емкий поток информации он должен поглощать для снятия воз-
никающего напряжения.
Ассимиляционная деятельность мозга состоит в том, что
он активно поглощает и связывает информацию, утилизируя пси-
хическую энергию, которая вызывает состояние психического на-
пряжения. Если информация, необходимая для биологической
адаптации, будучи ассимилированной, оставляет нереализован-
ный запас психической энергии в системе возникает напряже-
ние, вызывающее различные психологические переживания на
эмоциональном уровне (скука, тревога, любопытство) и когни-
тивноповеденческие системы, описываемые в традиционной
«отражательной» психологии в рамках надситуативной активно-
сти, творческой деятельности, игры.
|