133
Таким образом, любую психическую деятельность возможно
объяснить с позиций базового психодинамического принципа го-
меостатичности.
Известно, что на знамени антиредукционистов, как называ-
ют себя противники психодинамической теории, гордо реет тезис,
с которым они носятся особенно бережно и выдвигают его как та-
ран при всех теоретических поединках с представителями против-
ного клана. Это тезис о невозможности с позиций редукционизма
объяснить творческую и надситуативную активность, заключаю-
щуюся в присущем человеку стремлении к сложностям в жизни.
«Как объяснить желание включить радиоприемник или телевизор,
когда нет определенной цели?» спрашивает Жо Годфруа (159).
«Принцип гомеостаза не может служить достаточным основанием
для объяснения человеческого поведения. В частности, этот под-
ход оказывается слеп к таким феноменам человека как творчество,
устремленность к ценностям и смыслу» утверждает Франкл (150).
Эти феномены в самом деле невозможно понять, если про-
должать рассматривать психическую деятельность как отража-
тельный процесс.
С позиций ассимиляционной теории психической деятель-
ности накапливание свободной энергии в глубинах психики при-
водит к напряжению, и личность сознательно стремится создать
для себя ситуацию с максимально непрогнозируемым исходом, с
максимальным количеством возможных вариантов решений. Од-
ним из уникальных способов утилизации свободной психиче-
ской энергии является творчество. По своей сути, творческий
процесс представляет собой создание уникальных нешаблонных
функциональных систем, максимально энергоемких и максималь-
но бесполезных с прагматической точки зрения. Но творческий
процесс неэкономен по своей сути, ибо само его назначение с
биологической точки зрения представляется неким подобием
клапана, который позволяет стравливать накапливающуюся энер-
гию, нерастраченную в целях адаптации к окружающей среде и
биологическому выживанию.
Хочется попутно отметить еще одно заблуждение, часто воз-
никающее при непонимании психодинамических тенденций
связывания свободной энергии. В многочисленных
мотивационных теориях познания часто можно встретиться с
|