140
звуков, запахов, цветов, тактильных и кинестетических ощущений
(хотя может быть это не совсем верно есть данные, что уже не-
посредственно после рождения ребенок отдает предпочтение при
фиксации взора изображениям человеческого лица.) Для упоря-
дочения и структурирования этого огромного количество инфор-
мации требуется гигантское количество энергии, и несомненно,
дополнительные факторы, такие как болезнь или лишение мате-
ри с ее стабилизирующим эффектом, могут привести к дефектам
когнитивной структурной сетки, сквозь которую в дальнейшем с
той или иной степенью энергичности будет пропускаться субъек-
тивная и объективная реальность. При этом дефект понимается
нами не в смысле искажения восприятия основных параметров
реальности, а в смысле принципиальной невозможности воспри-
ятия тонких деталей и связей реальности. Чем меньше величина
ячейки структурной сетки, тем более тонкие нюансы окружающего
мира сможет отразить, а затем опосредованно использовать в
мыслительной деятельности или выразить в творчестве индивид
и наоборот.
Феномен когнитивной структурной сетки достаточно фунда-
ментальное понятие и касается всех сторон деятельности индиви-
да на протяжении всего онтогенеза. Сомнительно, чтобы
формирование ее было возможно после завершения пубертатного
периода, сомнительно также, что в ее формировании большую
роль играют средовые факторы. По моему мнению, структурная
сетка и общая активность определяют наиболее общие факторы
интеллекта, памяти, когнитивных процессов и личности в
широком смысле. Человек с крупноячеистой когнитивной
структурной сеткой в принципе, абсолютно, исходя из
определения, никогда не сможет увидеть того мира полутонов,
деталей, опосредованных и далеких связей, которые всегда лежат
на ладони перед человеком с мелкоячеистой сетью. Никогда
человек с крупноячеистой сеткой не поймет книги, написанной
мелкоячеистым языком. Он даже в принципе не может понять,
как такую книгу можно читать. В языке этот феномен достаточно
точно обозначен выражением «не улавливать смысла». Два
человека с мелкоячеистосетчатым мышлением в присутствии
человека с крупноячеистосетчатым мышлением могут обсудить
последнего с ног до головы вслух, используя очень тонкую
|