147
сутствии какоголибо определенного влечения или биологиче-
ской недостаточности, создает исключительно удивительную тео-
рию действенности мотивации к достижению компетентности.
За счет какой энергии существует эта деятельность, если она
полностью оторвана от основных энергетических источников,
питающих инстинктивные катексисные и социально-
обусловленные антикатексисные функциональные образования?
Ответ довольно оригинален: «Ее энергией является просто
энергия живых клеток, составляющих нервную систему, стремле-
ние к действенности представляет то, что хочет делать нервно
мускульная система, когда не занята иначе и не стимулируется
окружающей средой» (166).
Подобные теории возникают изза отсутствия желания по-
нять и признать общую термодинамическую и энергетическую
обусловленность онтогенетического развития личности. Это при-
водит к повторяющимся и повторяющимся попыткам вывести те
или иные стороны психической деятельности индивида, которые
представляются авторам наиболее «человеческими» за рамки он-
тогенеза, обосновать их самостоятельную сущность, несводи-
мость и не зависимость от более глубинных процессов психиче-
ского развития. Наиболее последовательные в этом направлении
авторы, типа Олпорта наделяют эти структуры независимым ав-
тономным источником питания.
Психологически феномен создания подобных теорий по-
нятен. Чаще всего они создаются людьми немолодыми. Механизм
защиты от угасания собственного творческого потенциала с по-
мощью отрицания очевидных явлений и замена фактов фантазия-
ми не представляет ничего нового и необычного среди механиз-
мов психологической защиты. На этом стоит и будет стоять вели-
кий человеческий Утопизм и великая человеческая Вера.
За счет огромного количества энергии ребенок может по-
зволить себе деятельность с максимальной степенью свободы и
максимальным количеством свободных вариантов это игры.
Взрослый человек не может жить в мире, где ложка это пароход,
а табуретка это дворец. Ребенок живет в этом мире с утра до ве-
чера. Ребенок не только усваивает гигантское количество инфор-
мации (вербальную и невербальную знаковую систему, навыки и
|