Navigation bar
  Print document Start Previous page
 149 of 348 
Next page End  

149
венно, что возрастные различия касаются и таких проявлений ак-
тивности, которые от младших классов к старшим отнюдь не воз-
растают, например легкость ее пробуждения, непосредственность
реакций на  окружающее  в  ходе  возрастного  развития  идет  на
убыль» (79).
«Крайним упрощением было бы думать, – пишет Лейтес, –
что переход от более младших возрастов к старшим означает толь-
ко подъем на более высокий уровень...  По–видимому,  в  ходе 
возрастного развития  происходит не только последовательное
увеличение возможностей нервной системы, но и ограничение не-
которых ценных ее свойств» (79). Еще  В. А. Сухомлинский  заме-
тил,  что  умственные способности ребенка словно постепенно
угасают и притупляются уже в годы отрочества, т.е. за время  пре-
бывания  его  в  школе (114).
Этот процесс, наблюдаемый в детском возрасте настолько 
поразителен,  что  невольно  возникает  иллюзия,  что  что–то или
кто–то внешнее останавливает дальнейшее развитие ребенка.
Но это не так. Энергия иссякает, и ребенок уже не способен
разбрасывать свою энергию, он стремиться сохранить ее. У единиц
эта  энергия не иссякает, и они вынуждены заниматься творчест-
вом как единственно возможной деятельностью, которая  позволя-
ет  им максимально связать свободную энергию. Начинается рас-
хождение между креативной и примитивной  личностью.
При этом примитивная личность, чье умирание началось 
раньше, вместе со всеми лучше адаптируется к регрессу, чем креа-
тивная личность. Известно, что в основе психотравмирующего
воздействия  важное место занимает  тот факт, что только ты под-
вергаешься его воздействию.  Когда какие–либо несчастья  затра-
гивают всех – они наносят значительно меньший психотравми-
рующий ущерб. «На миру и смерть красна». Поэтому примитивные
личности, с удивлением  обнаруживая, что жизнь, по сути дела,
остановилась, что все мечты юности  как то незаметно остались 
позади  и  нет никаких  поводов  думать,  что в жизни что–то кар-
динально изменится, с опаской оглядываясь кругом, замечают, что 
что–то  подобное происходит с подавляющим большинством 
сверстников.  Во время встреч одноклассников принято смеяться
над своей  юностью, но смех – ведь это защита. Не так ли. Ведь за
Hosted by uCoz