149
венно, что возрастные различия касаются и таких проявлений ак-
тивности, которые от младших классов к старшим отнюдь не воз-
растают, например легкость ее пробуждения, непосредственность
реакций на окружающее в ходе возрастного развития идет на
убыль» (79).
«Крайним упрощением было бы думать, пишет Лейтес,
что переход от более младших возрастов к старшим означает толь-
ко подъем на более высокий уровень... Повидимому, в ходе
возрастного развития происходит не только последовательное
увеличение возможностей нервной системы, но и ограничение не-
которых ценных ее свойств» (79). Еще В. А. Сухомлинский заме-
тил, что умственные способности ребенка словно постепенно
угасают и притупляются уже в годы отрочества, т.е. за время пре-
бывания его в школе (114).
Этот процесс, наблюдаемый в детском возрасте настолько
поразителен, что невольно возникает иллюзия, что чтото или
ктото внешнее останавливает дальнейшее развитие ребенка.
Но это не так. Энергия иссякает, и ребенок уже не способен
разбрасывать свою энергию, он стремиться сохранить ее. У единиц
эта энергия не иссякает, и они вынуждены заниматься творчест-
вом как единственно возможной деятельностью, которая позволя-
ет им максимально связать свободную энергию. Начинается рас-
хождение между креативной и примитивной личностью.
При этом примитивная личность, чье умирание началось
раньше, вместе со всеми лучше адаптируется к регрессу, чем креа-
тивная личность. Известно, что в основе психотравмирующего
воздействия важное место занимает тот факт, что только ты под-
вергаешься его воздействию. Когда какиелибо несчастья затра-
гивают всех они наносят значительно меньший психотравми-
рующий ущерб. «На миру и смерть красна». Поэтому примитивные
личности, с удивлением обнаруживая, что жизнь, по сути дела,
остановилась, что все мечты юности как то незаметно остались
позади и нет никаких поводов думать, что в жизни чтото кар-
динально изменится, с опаской оглядываясь кругом, замечают, что
чтото подобное происходит с подавляющим большинством
сверстников. Во время встреч одноклассников принято смеяться
над своей юностью, но смех ведь это защита. Не так ли. Ведь за
|