154
и объектов. По основным признакам феномен идентифицируется с
субъективным образом и, таким образом, опознается. В дальней-
шем Фрейд стал использовать термин «идентификация» для обо-
значения процессов, с помощью которых ребенок усваивает образ-
цы поведения других людей, в частности своих родителей, фор-
мирует Суперэго, принимает свою половую роль.
Представители социальной психологии (Л. Бандура, Т. Пар-
сонс и др.) также рассматривали идентификацию, как важнейший
механизм социализации, в процессе которой индивид принимает
социальную роль в группе, осознает групповую принадлеж-
ность, формирует свои социальные установки.
Понятие «идентификация» охватывает как бы три пересе-
кающихся плоскости психической реальности. Вопервых, это
процесс отождествления себя с другим индивидом или группой,
принятие (интериоризация) существующих внешних норм, ценно-
стей, стилей поведения как «своих». Вовторых, это возможность
переноса своих чувств, желаний, фантазий, черт на другого чело-
века, и как бы продолжение себя в другом (например, родители
могут ожидать от ребенка осуществления собственных честолюби-
вых замыслов, которые не удалось полностью реализовать и, как
писал Юнг, ничто в душевном отношении не действует сильнее
на детей, чем непрожитая жизнь родителей). И, втретьих, под
идентификацией понимают процесс постановки субъектом себя
на место другого с целью моделирования смыслового поля дру-
гого, взаимопонимания и взаимообщения (100).
Рассматривая идентификацию, как главную и постоянную
экзистенциальную проблему личности, Э. Эриксон понимал под
идентичностью чувство обретения стабильности при адекватном
разрешении сложных идентификационных задач (кризисы иден-
тичности), возникающих перед личностью на каждой из восьми
стадий существования. На первой стадии ребенок для нормально-
го развития должен испытывать доверие к окружающим его
людям и среде, на второй стадии он должен овладеть определен-
ными навыками самоконтроля, которые ожидают от него окру-
жающие, перейти на более автономный уровень существования, на
третьей стадии не бояться проявлять инициативу, самостоятель-
но заниматься деятельностью, на четвертой расширить запас
|