157
дит интериоризация наличных знаковых систем, к которым отно-
сится не только язык, но и вся система невербальной коммуника-
ции, «второй план», понятный и саморазумеющийся для пред-
ставителей данной популяции, но практически недоступный для
людей, выросших в иной культуре. Интересно, что Дорфман от-
дельно отмечает, что в ряде случаев (а с нашей точки зрения в
подавляющем большинстве случаев) человека вполне устраивают
те рамки воспроизведенных качеств видородовых систем, в кото-
рые он включен, когда общество «принимает на себя по отно-
шению к нему родительские и контрольные функции». При этом
он ссылается на одну из ранних работ американского психоана-
литика и неофрейдиста Э. Фромма «Бегство от свободы», в кото-
рой последний подробно разбирает причину и механизм того,
почему современный человек, несмотря на все свободы, кровью
завоеванные за последние столетия, в реальной жизни часто не
только не желает ими пользоваться, но и бежит от них под защи-
ту тоталитарных и даже фашистских систем.
Внешняя детерминация, как она понимается, определяет
процессы идентификации и интериоризации. Человек, живущий в
обществе вынужден учитывать «правила игры», если он желает
приобщиться к великой «жизненной игре».
Истоки второго источника детерминации (внутренней или
имманентной) находятся в самом человеке. Как пишет Дорфман,
человек выступает не только как часть мира, не только как под-
система системы, но и в качестве относительно автономной сис-
темы по отношению к миру. Внутренняя детерминация обнаружи-
вает источник активности в самом человеке и мир в этом случае
предстает как его (человека) подсистема.
«В рамках внутренней детерминации открывается с новой
точки зрения проблема индивидуальности человека. В своем бы-
тии индивидуальность свободна от жесткой детерминации закона-
ми и природы и общества» (46). Однако подобная свобода, как
следует из определения, возможна лишь в той ситуации, когда
человек обладает имманентным собственным источником актив-
ности, то есть личностная свобода зависит от индивидуальных
особенностей и связана с той психической энергией, которая име-
ется у индивида. При избыточности психической энергии в ко-
|