156
зистенцию, существование человека в мире, проблему выбора,
поставленную в свое время еще Кьеркегором. От того, как человек
преодолевает кризисные периоды собственной жизни, зависит не
только ее динамика, но и содержание.
2
Среди российских психологов одним из первых проблему
человека и мира в их взаимосвязи и взаимоотношениях по-
ставил С. Л. Рубинштейн. Одна из его основных работ «Человек и
мир» была опубликована полностью лишь в 1973 году, хотя ос-
новные идеи этой книги были разработаны им еще в 2030-х го-
дах. «Мир, по словам С.Л.Рубинштейна, это совокупность вещей
и людей, в которую включается то, что относится к человеку и к
чему он относится в силу своей сущности» (105). В дальнейшем
эта проблема была исключительно тонко разработана В. С. Мерли-
ным в рамках теории интегральной индивидуальности и в настоя-
щее время переросла в глобальную теорию метаиндивидуального
мира Л. Я. Дорфмана.
По словам Л. Я. Дорфмана: «жизненный мир это не толь-
ко мир, в котором живет человек, но и человек, который создает
свой жизненный мир» (46). Жизненный мир понимается как взаи-
моотношения, взаимодействия и взаимодетерминация человека и
мира. Как часть видородовой системы, человек взаимодейству-
ет с миром, следуя логике самого мира. Как самостоятельная сис-
тема, человек взаимодействует с миром в согласии с логикой и
имманентными законами его (человека) собственного существова-
ния.
Анализируя все теории личности, разработанные за послед-
ние десятилетия, Л. Я. Дорфман, отмечает в них признаки уве-
личения интереса к имманентной внутриличностной детермина-
ции и ее роли в генезе личности.
Предполагается, что жизненный мир человека пронизыва-
ют несколько потоков детерминации, наибольший интерес из
которых представляют внешняя и внутренняя детерминация.
Первый источник детерминации (внешний) локализируется
в видородовых структурах, к которым принадлежит человек (об-
щество, культура, природа). В период раннего онтогенеза происхо-
|