159
ров в процессе онтогенетического развертывания этих систем.
При этом «важным (если не основным) практическим приложени-
ем генетики поведения человека должно стать создание средо-
вых условий, конгруэнтных имеющемуся генотипу... Создание в
критические периоды развития условий, конгруэнтных наследст-
венным задаткам индивида, позволяет развивать эти задатки в со-
циально желательном направлении, увеличивая возможности со-
циальной адаптации человека» (104).
Только тогда, когда внешняя детерминация (средовые усло-
вия) соответствует имеющимся задаткам индивида (внутренней
детерминации) личность является аутентичной, она проживает
свою жизнь и по большому счету счастлива.
Аутентичность можно понимать буквально как соответствие
самому себе. Если человек пытается идентифицировать себя с
любым внешним феноменом, чуждым ему по содержанию и про-
явлениям, он лишается при этом аутентичности. Идентичность
это соответствие одного другому, аутентичность это соответст-
вие своему предназначению, своему пути, своей идее, своему
смыслу.
Теория интегральной индивидуальности учитывает иерар-
хическое устройство личности, выделяя практически те же уровни,
что К. К. Монахов в своих представлениях о функционально
стратифицированной организации уровней мозговой деятельности
(психическая деятельность, высшая нервная деятельность, нейро-
физиологический уровень, уровень биофизических и биохимиче-
ских процессов).
Однако Монахов в основу своей стратификации, так же как
и в основу иерархии уровней, положил принцип, согласно кото-
рому интерпретация феноменов определенной страты может
быть дана в терминах и понятиях нижележащей страты, а в свою
очередь феномены этой нижележащей страты могут быть интер-
претированы с точки зрения закономерностей еще более элемен-
тарной страты.
Иерархический принцип устройства личности в теории ин-
тегральной индивидуальности исходит (с чем мы никак не можем
согласиться) из принципа, что только процессы внутри одного
уровня более или менее прямо детерминированы, а процессы,
|