160
происходящие на разных уровнях, связаны множественно
множественными или телеологическими связями и мало взаи-
мообуславливают друг друга.
В оригинальной теории метаиндивидуальности Дорфмана
метаиндивидуальность создается приписыванием индивидуально-
сти тех или иных свойств окружающими ее людьми; но метаин-
дивидуальные свойства обуславливаются также и свойствами ин-
териндивидуальности. Под метаиндивидуальным миром Дорф-
ман понимает «специфическую область взаимодействий индиви-
дуальности с фрагментами социальной действительности, кото-
рые непосредственно влияют на индивидуальность и которые, в
свою очередь, испытывают на себе влияние индивидуальности».
Описывая экстраиндивидуальность и интраиндивидуаль-
ность, он подчеркивает внутреннюю причинную роль последней и,
в частности, ее внутреннюю причинную роль по отношению к
различным формам активности и преобразованиям в объектах
мира интегральной индивидуальности.
Обращаясь к известным теориям мультипликацитарного
сознания, развиваемых не только У. Джемсом, но З. Фрейдом, Э.
Берном, Дорфман пишет, что личность (или интегральная индиви-
дуальность, в понимании школы Мерлина), контактируя и вклю-
чаясь как подсистема в другие социальные системы (школа, ра-
бочий коллектив, клуб, семья), начинает проявлять, а возможно и
приобретать те свойства, которые востребуются этой другой сис-
темой. Совокупность такого рода индивидуальных свойств им
обозначается как «интериндивидуальность». «Интериндивидуаль-
ность складывается из свойств, востребованных другими; это так-
же такие свойства, которые находятся в зависимости от внешних
ожиданий или требований» со стороны других людей (46).
Интериндивидуальность непосредственно связана с про-
цессом идентификации, то есть, отождествлением себя с другим
индивидом или группой, принятие существующих внешних
норм, ценностей, стилей поведения как «своих».
С этих позиций нами в диссертационной работе была опи-
сана одна из форм аддиктивного поведения субмиссивная фор-
ма, свойственная подростковому возрасту (31). Подростки, входя-
щие в эту группу, с детства отличались слабовольностью, пассив-
|