162
щийся в рамках интериндивидуальности и в целом метаиндиви-
дуальности. Кризис аутентичности понятие более узкое. Кризис
аутентичности имеет отношение и разворачивается исключитель-
но в рамках интраиндивидуальности. Это феномен глубоко внут-
риличностный, наиболее глубоко спрятанный, и поэтому наиме-
нее доступный непосредственному наблюдению и исследова-
нию. Не понимая и не учитывая его, мы никогда не поймем, по-
чему так часто человек, который с внешней точки зрения казалось
бы, великолепно интегрирован в имеющуюся систему социаль-
ных отношений, вдруг «внезапно» пытается разорвать ее как пау-
тину на какомто этапе онтогенеза.
Иногда одним из способов подобного разрыва является са-
моубийство. В работе, посвященной психологическим аспектам
самоубийства, я уже писал, что субъективный мир человека на-
столько сложен, индивидуален и уникален, что даже очень хорошо
разбираясь в психологии, можно встретить случаи совершенно не-
ожиданных самоубийств, когда никто не сможет с уверенностью
сказать: какие из механизмов внутриличностной защиты, которые,
подобно балансиру корабля, позволяют нам плыть по неспокой-
ному морю жизненных проблем, волнений и тревог вышли из
строя.
Потребность аутентичности является одним из таких ба-
лансиров, а кризис аутентичности одним из симптомов поломки.
Поэтому так важно в психологии и психотерапии учитывать не
только внешнюю, но и внутреннюю детерминацию поведения че-
ловека. Далее мы еще остановимся онтогенетических аспектах
суицидального поведения более подробно.
3
Итак, оборотной стороной медали, оборотной стороной по-
требности в идентификации является возможность нарушения ау-
тентичности и кризис аутентичности.
Когда психологи обсуждают проблемы идентификации, в
частности идентификационные модели Э. Эриксона или Левин-
сона, они преимущественно говорят о социальном развитии и
функционировании личности. По существующей гипотезе лич-
ность как бы формируется в группах, иерархически расположен-
|