163
ных на ступенях онтогенеза; при этом считается, что характер
развития личности задается уровнем развития группы, в которую
она включена и в которую она интегрирована. Еще одним момен-
том в теории интегральной индивидуальности и в теории метаин-
дивидуального мира, с которым мы никак не можем согласиться,
является утверждение, что активность человека, несмотря на при-
знание внутренней детерминации, все же преимущественно опре-
деляется внешней детерминацией.
Каждый уровень группы предполагает определенный уро-
вень функционирования личности, и чем более высок уровень
развития группы (а считается, что именно группа высокого уровня
функционирования создает наиболее благоприятные условия для
формирования ценных качеств личности), тем более сложную
систему функционирования личности этот уровень предполагает
и требует. При этом предполагается, что сама по себе группа не
только предполагает, но и формирует личность, то есть обладает
активизирующими в отношении личности свойствами.
Но мыто помним, что личность представляет собой био-
социальное единство и не всегда биологический базис личности
может обеспечить личности достаточно высокий уровень социаль-
ной идентификации, интеграции и функционирования. Уровень
психической энергии не только внутренне детерминирован и
имманентен для каждой личности, но и имеет онтогенетически
обусловленную эволюционно инволюционную динамику. Про-
цесс социализации, существенно изменившийся за последние
столетия, связан в настоящее время не столько с фактом рождения
индивида, сколько с его личностными потенциями. Ранее рамки
социального функционирования ребенка определялись более
рамками социального функционирования его родителей, нежели
его собственными способностями и потенциями: сын короля ста-
новился королем, сын сапожника сапожником. Система каст и
сословий функционировала тысячелетия. В ней были отрицатель-
ные и положительные стороны, но прежде всего она лишала че-
ловека необходимости и ответственности за свой выбор.
Антрополог Р. Бенедикт, сравнивая воспитание детей в раз-
ных обществах, пришла к выводу, что во многих культурах не су-
ществует четкого контраста между взрослым и ребенком. В таких
|