164
условиях переход от детства к взрослости переходит плавно. Ина-
че протекает переход от детства к взрослости в современных ус-
ловиях, когда важные требования к детям и взрослым не совпа-
дают, а часто являются противоположными. В результате этого и
складывается неблагоприятная ситуация (47).
В ситуации свободы выбора считается, что только от само-
го человека зависит в какой иерархической социальной системе
он будет функционировать. Сама возможность рождает надежду,
надежда притязания, притязания возможность несоответствия,
несоответствие страдание, страдание болезнь. Причем про-
цесс этот идет по порочному кругу. Родители, не достигшие же-
лаемого уровня социального функционирования, идентифициру-
ют свои мечты в детях, те, в свою очередь в своих детях и так
далее...
А. И. Захаров, занимаясь изучением особенностей невроти-
ческих состояний в детском и подростковом возрасте, пришел к
заключению, что они, как правило, являются клинико
психологическим выражением проблем семьи даже в трех поко-
лениях: прародителей, родителей и детей. Описанную выше
ситуацию он обозначает как «паранойяльный настрой родителей»,
проявляющийся в неприятии индивидуальности ребенка, несоот-
ветствию требований и ожиданий родителей реальным возможно-
стям детей (54).
И всегда в ситуации, когда навязанный личности извне
процесс социальной интеграции во все более усложняющиеся
социальные группы перестает соответствовать и перерастает
биологическую основу и потенциал личности, мы наблюдаем
четко очерченный феномен кризиса аутентичности. Человек пере-
стает соответствовать самому себе. Уровень социального функ-
ционирования, который требует от него социальное окружение,
выше, чем возможности индивидуальнобиологического базиса
личности. В итоге интеграция возможна лишь путем максималь-
ного перенапряжения всего наличного потенциала личности, что
чревато возникновением самых различных защитных патологи-
ческих процессов.
Еще раз подчеркнем, что процесс этот особенно часто на-
блюдается в случаях идентификации со стороны родителей или
|