165
других значимых лиц референтной группы своих нереализован-
ных желаний, фантазий и тщеславных устремлений на ребенка и
подростка. Так, например, родители, не имеющие высшего обра-
зования, могут желать, чтобы их дети обязательно получили выс-
шее образование и прилагают к этому все усилия, иногда в
ушерб своей личной жизни, благосостоянию и здоровью. Ребенок в
этой ситуации практически лишен права нормального выбора,
он не может развиваться аутентично, он постоянно идентифициру-
ется с представлениями о себе со стороны родителей и всего
их микросоциального окружения, которое постоянно информиру-
ется о тех героических усилиях и затратах, на которые идут ради
ребенка и само невольно участвует в мощном идентификационном
прессинге. Ребенок в этой ситуации никогда не воспринимается
как самостоятельная самоценная личность, и сам привыкает оце-
нивать себя лишь в соответствии с теми представлениями, кото-
рые сложились о нем в окружающем его микросоциуме.
Как только потенциал личности исчерпывается, а осо-
бенно заметен этот процесс в период окончания биологического
созревания, возникает все более увеличивающийся разрыв и «вил-
ка» между тем, что от человека ждут и как его себе представляют
(в том числе и как он сам себя представляет) и тем, что имеется в
реальности. Возникает тяжелейший кризис аутентичности с чувст-
вом неполноценности, стыда, растерянности, потерянности.
А.И.Захаров, разбирая патогенез неврозов у детей, пишет,
что именно двойственная, противоречивая ситуация внутреннего
конфликта, вызванного рассогласованием между требованиями
родителей и своим опытом и невозможность найти «"рациональ-
ный» выход из него, приводит к тому, что дети начинают осуще-
ствлять несвойственные им роли, «заставляя себя быть другими,
не такими, какие они есть, и выполняя функции, превышающие их
адаптационные возможности, они находились в состоянии по-
стоянного внутреннего конфликтного перенапряжения, что и при-
водило к дезорганизации нервнопсихической деятельности»
(54).
Невроз в этом случае зачастую единственное парадоксаль-
ное средство решения проблем, неосознаваемая попытка изба-
виться от них и обрести душевное равновесие.
|