166
Ситуация часто обостряется еще и тем, что ребенок, подрос-
ток или молодой человек в этот период не могут найти поддерж-
ки со стороны самых близких людей, которые расценивают его
несостоятельность как «дурь», лень и подлое предательство
своих, идентифицированных на подростка, идеалов.
При этом, с одной стороны, чрезвычайно опасен сам мо-
мент кризиса аутентичности, так как вышеописанный фактор, вхо-
дит в триаду самых мощных личностно-значимых психотравм,
известных психотерапевтам: угроза собственной жизни и здоро-
вью, угроза жизни и здоровью близких людей, угроза своему со-
циальному статусу и материальному благополучию.
Не случайно именно в этот период мы наблюдаем резкое
усиление самых серьезных деструктивных форм девиантного по-
ведения, включая аддиктивное и суицидальное.
Но, с другой стороны, чрезвычайно нехороши и последст-
вия кризиса аутентичности. Подросток и молодой человек, ориен-
тированный на функционирование в группах высокого развития,
одновременно не получает навыков функционирования в тех со-
циальных группах, которые реально соответствуют его индивиду-
альному личностному потенциалу. И поэтому, в послекризисный
период зачастую не происходит даже, казалось бы, возможного
плавного перехода на ступеньку ниже, как можно было бы пред-
полагать по логике вещей, а личность опускается в прямом и пе-
реносном смысле иногда на несколько ступеней ниже и вынуж-
дена функционировать на уровне, который даже объективно ниже
имеющегося потенциала.
Вместо того, чтобы получить хорошее среднее профессио-
нальнотехническое образование, человек растрачивает время на
многолетние безуспешные попытки получить высшее образование
(сколько таких страдальцев, грызущих с упорством, достойным
лучшего применения, гранит науки, можно наблюдать в любом
институте или университете). Когда же по прошествии иногда
лишь десятилетия «вечный студент» наконец выбрасывает белый
флаг, он остается по сути дела не только без высшего, но и во-
обще без какоголибо профессионального образования, совершен-
но не приспособленный к жизни, дезинтегрированный и дезадап-
тированный. Он не может функционировать на том социальном
|