167
уровне, на котором ему хотелось бы функционировать, но он не
может уже функционировать и на том уровне, на котором он мог
бы функционировать и который вполне соответствует его лично-
стным потенциям. Время упущено, поскольку период от 16 до
25 лет в плане получения профессионального образования явля-
ется в какойто мере сенситивным периодом. Личностный онто-
генез не имеет обратного хода, равно как и индивидуальный онто-
генез. С этого момента такой человек уже становится потенциаль-
ным клиентом психотерапевта или нарколога (не знаю, что хуже).
Особенно наглядно подобные явления можно наблюдать в
семьях, в которых оба родителя имеют высшее образование, и
когда происходит безальтернативная идентификация на своих де-
тей, которые «никак не могут быть ниже своих родителей». То, что
дети должны иметь высшее образование, рассматривается в таких
семьях как нечто само собой разумеющееся, как нечто не подле-
жащее обсуждению, а отсутствие высшего образования как нечто
ненормальное. Все это усугубляется тем, что многие из таких ро-
дителей в силу социального или материального положения об-
ладают возможностями «помещения» своих детей в систему выс-
шего образования в обход худобедно функционирующей экзаме-
национной системы. Не отсеявшись на вступительных экзаменах,
не проверив себя на практике, и пусть болезненно, но вовремя не
начав функционировать на более аутентичном социальном уровне,
такие люди тратят свое драгоценное время (я уже не говорю о
времени преподавателей) попусту, с каждым годом двигаясь к
тому страшнейшему кризису аутентичности, из которого уже
нет никакого выхода, кроме как в пьянство, ипохондрию, психо-
соматические заболевания и самоубийство.
Этот феномен мы наблюдаем не только при идентифика-
ционных отношениях родители дети, но иногда и при иденти-
фикационных отношениях между супругами.
Мне в своей практике неоднократно приходилось наблюдать
случаи, когда девушка с достаточно высоким личностным потен-
циалом, девушка, так сказать, «духовная», выделяющаяся из окру-
жающей среды своими иногда реальными, иногда завышенными
запросами, своей придирчивостью и разборчивостью, истово
ждущая своего принца, вместе с которым она окунется в мир ду-
|