168
ховной гармонии и калокагатии и рука об руку пойдет в царство
правды и красоты и т.п., к 25 30 годам осознает, что принцев
нет, а есть то, что есть. А годы уходят. Непонимание и своеобраз-
ное уважение окружающих сменяется усмешками и «сочувстви-
ем», и она «выскакивает» замуж в прямом смысле за первого
встречного. И этот первый встречный очень часто хороший, про-
стой, работящий, добрый, заботливый нормальный парень, меч-
тающий о семье, жене, детях и домашнем уюте. Но не тутто бы-
ло. Эта «принцесса», не найдя себе готового «принца», начинает
делать его, так сказать, «из подручных средств». Она начинает
терроризировать бедного супруга тем, что он не читает Достоев-
ского, что он не знает, кто такой Вагнер, Ницше и Рильке. Она
«тычет» в него Кафкой и билетом в оперный театр, в котором не-
счастный последний раз был в первом классе, во время массо-
вого культпохода. Страдалец получает бесконечные упреки, что
он некультурен, необразован, глуп, примитивен и т.п., и, в конце
концов, превращается в глубоко несчастного человека, которому
жизнь становится не в радость, и он начинает пить и бить свою
жену, которая, в свою очередь, поступает к нам на лечение.
Однажды мне пришлось консультировать супругов уже дос-
таточно зрелого возраста (и тому и другому было под сорок). У
обоих это был повторный брак. Она работала преподавателем в
высшем учебном заведении, а он работал актером в театре. В
профессиональном и творческом плане муж не обладал какими
либо выдающимися способностями, но совершенно нормально
справлялся со своей работой, очень любил ее, несмотря на то,
что играл большей частью роли второго плана. В какойто степе-
ни он осознавал свой творческий, актерский потенциал, и если и
переживал, как любой человек творческой профессии, свою вто-
ростепенность, то эти переживания не приводили его к личност-
ной декомпенсации, а тем более к нервнопсихическому срыву.
Он удовлетворялся тем, что хорошо справлялся со своими обязан-
ностями, и кроме этого, старался компенсировать и свою потреб-
ность выделиться и материальные потребности, работая с детьми
в школах.
Однако его вторая жена почемуто вдруг решила, что твор-
ческий потенциал ее мужа и его реальные профессиональные и
|