171
пах развития человечества. Видимо, уже тысячи лет тому назад
человеку было трудно признать свою самобытность и самодоста-
точность и он заявлял: «Я из рода Орла!», «А я из рода Змеи!», «А
я из рода Бизона!».
Этот феномен получил в этнографии название «тотемизм».
Причем, тотемизм, как показали все исследования, явление уни-
версальное и широко распространенное на всех континентах в об-
ществах, находящихся на самых ранних стадиях социального
развития. В XVI веке Гарсиласо де ла Вега впервые сообщил, что у
жителей Перу знатные роды называют себя именами животных и
ведут от них свое происхождение. Несколько позднее подобный
же феномен был обнаружен у аборигенов Австралии и у индей-
цев Северной Америки(60).
Тотемизм не только «одна из древнейших форм осознания
и упорядочения отношений, один из важнейших социально
идеологических институтов первобытного общества», по словам
Кабо, это один из древнейших признаков своеобразного внутри-
личностного конфликта, а по большому счету и нарушения аутен-
тичности человеческого существования в целом, в глобальном
масштабе, признак того, что человек не желает или не может
быть тем, кем он в действительности является.
Из психиатров и психотерапевтов проблемам аутентично-
сти и проблемам нарушения аутентичности, большое внимание в
своих исследованиях уделял психоаналитик и основатель геш-
тальттерапии Фредерик Перлз. Это и не удивительно, если учесть,
что гештальттерапия в своих теоретических и лечебных иссле-
дованиях придает ведущее значение целостности, нерасчлененно-
сти видения мира, себя, ситуации.
В своих трудах Перлз писал, что уяснение
экзистенциального вопроса в значительной мере прольет свет на
предмет «суетности, противостоящей аутентичному (подлинному)
существованию, возможно даже покажет путь преодоления
раскола между нашей социальной и биологической сущностью.
Как биологические индивидуумы, мы являемся животными, как
социальные существа мы играем роли и игры. Как животные, мы
убиваем, чтобы выжить, как социальные существа, мы убиваем
ради славы, алчности, мщения. Как биологические существа, мы
ведем жизнь, связанную с природой и погруженную в нее, как
|